Понятие управления качеством на предприятии
Управление качеством на предприятии – это управленческая деятельность, связанная с проектированием, изготовлением и реализацией продукции (оказанием услуг), удовлетворяющей требованиям потребителей и обладающей достаточной степенью полезности.
Механизм управления качеством на предприятии включает в себя:
- совокупность субъектов и объектов управления, находящихся во взаимосвязи,
- используемые принципы,
- применяемые методы,
- выбранные функции управления.
Все компоненты управления качеством должны учитывать этапы жизненного цикла продукции.
Под объектами управления качеством понимают показатели качества продукции, условия и факторы, влияющие на их уровень, а также процессы, обуславливающие формирование качества продукции.
Субъектами управления качеством на предприятии выступают отдельные лица и органы управления, на которые возложена реализация функций управления качеством в соответствии с выбранными методами и определенными принципами.
Ключевые функции управления качеством на предприятии:
- планирование и прогнозирование качества выпускаемой продукции,
- анализ и оценка фактического качества продукции,
- контроль качества,
- стимулирование повышения качества, определение ответственности за него.
Методами управления качеством на предприятии называют правила и приемы воздействия на объекты управления, ориентированные на достижение целевого уровня качества.
Методы управления качеством подразделяются на следующие виды:
административные (организационные):
- регламентирующие (нормативы, нормы, положения),
- распорядительные (приказы, директивы, указания),
- дисциплинарные (поощрения и санкции),
социально-психологические:
- психологические (воздействие положительными примерами, формирование в коллективе психологического климата),
- социальные (мотивация и воспитание),
технико-технологические:
- методы технического контроля качества продукции,
- методы регулирования качества процессов и продукции, основанные на технологиях,
экономические:
- ценообразование на базе уровня качества,
- экономическое стимулирование (премирование) и материальная заинтересованность в качестве,
- финансирование деятельности в сфере качества.
Указанные методы могут быть реализованы как внутренним (по отношению к предприятию), так и внешним образом. Реализация методов осуществляется через конкретные средства управления качеством.
Значение управления качеством на предприятии
В современной экономике прибыль выступает результатом удовлетворения потребностей потребителя. Если продукция удовлетворяет потребности (реальные или внушенные), то ее будут приобретать, предприятие получит выручку и, как следствие, прибыль.
При выборе ассортимента руководитель должен четко понимать, на какие потребности ориентирована его продукция. Например, одежда может удовлетворять разные потребности, и в зависимости от этого к ее качеству будут предъявляться совершенно разные требования:
- защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды (быть теплой, непромокаемой и т.д.),
- указывать на принадлежность к определенной социальной группе (иметь определенные цветовые и конструкционные решения),
- эстетические потребности (быть красивой, скрывать недостатки фигуры).
При таком подходе прибыль выступает своеобразной премией за точность определения потребности при минимальных затратах.
Исходя из установленной связи между качеством и прибылью, для любого предприятия жизненно необходимым представляется всеобщее руководство качеством. Требования к продукции выражаются через проектирование эффективной системы менеджмента качества в организации.
В рассматриваемой системе имеется и обратная связь – полученная прибыль влияет на качество выпускаемой в дальнейшем продукции, служит своеобразным регулятором.
Понятие качества и система менеджмента качества находится в тесной связи с маркетингом.
В этом случае также идет речь о взаимном влиянии: маркетинговые мероприятия зависят от качества продукции, но в то же время и оказывают на них влияние.
На конкурентоспособность продукции в условиях свободного рынка влияют как качественные характеристики собственно продукции, так и система ценообразования, движения товара (каналы сбыта), организация продвижения продукции. К качественным характеристикам продукции относятся качество самого продукта, который будет потребляться, привлекательность и качество упаковки, предусматриваемое предпродажное и послепродажное обслуживание. Например, если на полке в супермаркете будут представлены два вида сыра по одной цене, но один будет в красивой обертке с яркой этикеткой, а другой – в мятой пленке неаппетитного вида, потребители выберут первый и даже не смогут узнать, что второй сыр вкуснее.
Система управления качеством в идеальном случае не должна заканчиваться выпуском товара с завода. Простейший пример – продукты питания. Завод отгружает высококачественное молоко супермаркету, который нарушает условия хранения и выставляет на полку испорченный продукт. Потребитель пробует молоко, понимает, что оно плохое, и больше его не покупает – ни в этом супермаркете, ни в другом. Страдает в первую очередь завод. Еще нагляднее ситуация со сложными техническими изделиями: расширенная гарантия может стать критерием выбора при покупке автомобиля (если на модели одного класса одна фирма обещает 3 года гарантии, а другая – 5 лет) или другого подобного товара.
Качество продукции – это не статичный показатель. На него влияют технический прогресс и мода. Так, в начале 2000-х среди ключевых показателей качества мобильного телефона была способность долго работать без подзарядки, обеспечивать стабильный прием. Современные смартфоны редко работают больше 2 дней (а чаще – всего один) и капризны к качеству сигнала, но редко кто согласен променять их на старые долгоработающие телефоны, потому что на первое место вышли другие критерии.