Понятие стратегического планирования в организации
Роль стратегического планирования в управлении организацией – это место, которое отводится стратегическому планированию в системе управления компанией.
Именно стратегическое планирование формирует основу для принятия всех управленческих решений. В традиционном понимании стратегия представляет собой один из управленческих процессов. Стратегия проходит два этапа: разработку и внедрение.
Когда принципы стратегического управления находились на начальных этапах, было распространено понимание стратегии как набора правил, которыми организация руководствуется для принятия решений в ходе осуществления деятельности. Это определение было предложено И. Ансоффом, который выделял четыре группы таких правил:
- правила, которые используются для оценки полученных организацией результатов. При этом качественной стороной критериев выступают ориентиры, а количественной – задания,
- правила, которые определяют формат отношений с внешней средой (бизнес-стратегия),
- правила, который служат для определения процедур и отношений внутри компании (организационные концепции),
- правила, которые задают ведение повседневной деятельности компании (основные функциональные приемы).
В 1980-е подход к понятию стратегии изменился, акценты сменились:
- была признана одинаковая значимость обоих стадий стратегии (разработки и внедрения), поскольку стадия внедрения может существенно повлиять на результаты, особенно при возникновении малопредсказуемых факторов,
- стратегия в равной мере связана с внешними и внутренними факторами деятельности компании,
- в первую очередь стратегический статус имеют человеческие ресурсы, решающим образом влияющие на реализацию стратегии.
В современном понимании стратегическое управление базируется на человеческом потенциале как основе организации, ориентируется на запросы потребителей во всех аспектах деятельности, осуществляет своевременные изменения и гибкое регулирование организации в соответствии с требованиями внешней среды. Благодаря этому организация может не просто выживать, а достигать в долгосрочной перспективе своих целей.
Отправной точкой для стратегического планирования выступает видение идеала. Стратегическое планирование должно сосредоточиться на имеющихся условиях и действиях, нужных для движения к этому идеалу. Реализация функции планирования требует принятия решения о том, каковы цели организации и что должны предпринимать члены этой организации для достижения целей. По своей сути, стратегическое планирование позволяет найти ответы на три вопроса:
- в каком положении организация находится в текущий момент? Руководитель должен оценить сильные и слабые стороны компании, чтобы понять, чего она реально может добиться,
- куда мы планируем двигаться? Оценив угрозы и возможности с точки зрения окружающей среды (потребители, конкуренция, законы, политические и экономические условия, социальные и культурные изменения, новые технологии), менеджеры должны сформулировать цели и выявить факторы, которые могут мешать и способствовать их достижению,
- как мы собираемся это делать? В общих чертах должно быть определено, что должны делать члены организации для достижения целей. После этого план действий конкретизируется и детализируется.
Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Место стратегического планирования в системе управления компанией
Стратегия задает рамки будущего развития предприятия, в частности:
- какие виды деятельности будут осуществляться,
- на каком рыночном сегменте будет вестись работа,
- как будут выглядеть бизнес-процессы.
Однако основу управления бизнеса составляет не просто разработка стратегии, а ее приспособление к специфике деятельности конкретной организации, а также дальнейшая поэтапная реализация.
Стратегия – это комплексный план управления компанией, направленный на укрепление положения на рынке и обеспечение координации действий подразделений для успешного конкурирования, привлечения клиентов и достижения глобальных целей.
Стратегия может быть:
- общекорпоративной, представляющей собой инструмент распределения ресурсов между различными подразделениями. Общекорпоративная стратегия – это не сумма стратегий подразделений, а именно общая стратегия корпорации,
- функциональной,
- операционной.
За составление общекорпоративной стратегии отвечает высшее руководство – даже если имеется специализированный отдел стратегического развития. Стратегия в ходе разработки обязательно должна оцениваться на реализуемость. Стратегия признается реализуемой, если имеются необходимые ресурсы (в частности, капитал). Если компания считает стратегию реализуемой, она ставит цели компании в общем и отдельно для каждого подразделения. Схематичное представление цикла стратегического управления представлено на рисунке.
Рисунок 1. Схематичное представление цикла стратегического управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс разработки стратегии базируется на исследовании всех возможных направлений развития и состоит в том, чтобы выбрать общее направление, рынки сбыта, обслуживаемые клиентские сегменты, модели бизнеса и методы конкуренции. Иными словами, стратегия включает выбор как путей развития, так и методов осуществления бизнеса, направленных на достижение целей организации.
Стратегия находится в неразрывной связи с бизнес-моделью, или экономическим компонентом стратегического развития. Модель бизнеса, основанная на показателях прибыли и издержек, получаемых как следствие реализации стратегии, демонстрирует, как экономический компонент обеспечивает компании жизнеспособность. Стратегия задает вектор развития во всех сферах деятельности, закладывает основу координации взаимодействия подразделений.