Понятие управления качеством товара
Управление качеством товара – это целенаправленные действия, которые компания осуществляет в ходе создания и эксплуатации или потребления товара с целью установить, обеспечить и поддержать необходимый уровень его качества.
Качество товара – это совокупность свойств товарной продукции, которые обуславливают ее способность к удовлетворению определённых потребностей согласно ее назначению.
Качество товара, его обеспечение и поддержание играет важнейшую роль в маркетинге. Именно оно в значительной степени переопределяет удовлетворенность потребителя от приобретения и использования продукта и служит одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Качество товара представляет собой ту характеристику, которой можно и нужно управлять, причем управлять абсолютно на всех стадиях жизненного цикла продукта (без исключения). К числу ключевых факторов, обуславливающих необходимость управления качеством товара и постоянного усовершенствования этого процесса относятся: ограниченность ресурсов, изменение потребительских интересов, рост значения материального стимулирования, а также потребности научно-технического прогресса.
Управление качеством товара как процесс характеризуется наличием субъектно-объектной основы.
В роли субъектов управления качеством товара выступают органы управления и отдельные лица, которые реализуют соответствующие управленческие функции согласно установленным в компании методам и принципам. Объектами управления качеством выступают показатели качества товара, условия и факторы, его определяющие, а также сами процессы формирования качества товарной продукции.
В общем смысле процесс управления качеством товара может быть определен в качестве непрерывного процесса осознанного и целенаправленного воздействия на объекты управления в сфере качества, реализуемого фирмой на всех этапах жизненного цикла продукта и предназначенного для формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества. Под заданным уровнем качества товара обычно понимается тот его уровень, который способен удовлетворять требования потребителей.
Управление качеством товара имеет определенную функциональную нагрузку. К числу наиболее значимых его функций принято относить:
- прогнозирование и планирование качества товара;
- оценку и анализ качества товара;
- контроль качества товара;
- стимулирование качества товара и несение ответственности за него.
Сам по себе процесс управления качествам товара должен быть направлен на все стадии его жизненного цикла. При этом он предусматривает необходимость реализации целого ряда инициатив, включая осуществление технической подготовки производства, организацию входного контроля, осуществление контроля за процессами изготовления продукции, организации, мотивации и оплаты труда, учета и финансовой деятельности. Не менее важную роль играет контроль за качеством работы и послепродажное обслуживание в эксплуатации.
Методические основы управления качеством товара
В основе управления качеством товара на предприятии может лежать использование различных методов. Их базовая классификация в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные методы управления качеством товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организационные методы управления качеством товара иначе принято называть административными. В основе их использования лежит ярко выраженные декларативный характер. Условно все они подразделяются на три группы:
- методы распорядительного порядка (распоряжения, приказы, директивы и пр.);
- методы регламентирующего порядка (положения, нормативы, нормы);
- методы дисциплинарного порядка (поощрение и ответственность).
Социально-психологические методы управления качеством товара включают в себя, соответственно, социальные и психологические методики. Первые основаны на воспитании и мотивации, а вторые предполагают необходимость создания в трудовом коллективе особого психологического климата.
В состав технических методов управления качеством товара включаются методики регулирования технологических процессов и контроля качества.
К категории экономических методов управления качеством товара относятся финансирование деятельности в области качества, методы ценообразования с учетом уровня качества, а также методы экономического стимулирования. В основе их реализации лежит создание таких экономических условий, которые были бы способны мотивировать трудовой коллектив на производство и поддержание высокого качества товара.
Процесс управления качеством товара носит циклический характер и включает в себя следующие этапы: планирование, реализация, контроль и управляющее воздействие.
Система управления качеством товара
Процесс управления качеством товара в организации все чаще принимает системный характер. Система управления качеством продукции в основе своей опирается на определение ответственности всех звеньев управления деятельностью организации, включая высшее руководство, за решение конкретных задач, напрямую связанных с обеспечением высокого качества производимых товаров.
В общем смысле система управления качеством товара может быть определена в качестве некой структуры, основанной на взаимодействии всех уровней внутриорганизационного управления в целях обеспечения надлежащего качества выпускаемой и реализуемой продукции.
В основе построения и функционирования системы управления качеством лежат определенные принципы. Прежде всего, речь идет о необходимости использования системного подхода и установлении четкого взаимодействия между руководителями различных подразделений. Не стоит забывать и о разграничении процессов разработки и производства товарной продукции. В конечном счете, руководство компании должно разрабатывать, создавать и внедрять систему качества как средство, призванное обеспечить проведение определенной политики и достижение поставленных целей.