Сущность нового продукта
Новый продукт – продукт, который воспринимается рядом потенциальных потребителей как новый.
Из определения следует, что для того, чтобы продукт воспринимался потребителями как новый, он совсем не обязательно должен обладать новыми характеристиками или свойствами. Так, для того, чтобы продукт воспринимался как новинка, он должен выглядеть как новинка.
Часто надпись «Новинка!» на продукте делает его новым в восприятии потребителя, даже если на самом деле он не обладает никакими новыми свойствами. В то же время отсутствие внешних отличий может привести к тому, что потребитель не заметит действительно новую разработку компании.
Разработка новых продуктов для компании является высокорисковым мероприятием. Процесс разработки новой продукции вызывает значительное количество управленческих проблем и задач, требующих решения. Особенное значение разработка новой продукции имеет для компаний, действующих на рынках с высоким уровнем конкуренции, так как именно выпуск нового продукта может позволить компании получить конкурентное преимущество.
Типы новых продуктов
Обычно выделяют несколько уровней новизны продукта на рынке, которые представлены на схеме ниже:
Приведенная классификация новых продуктов по уровню новизны основывается на наличии аналогов и степени соответствия им продукта. Степень отличия продукта от существующих аналогов измеряется в баллах. Появление новых или изменение старых свойств продукции является основным признаком инновационности.
Полностью новый продукт не имеет аналогов на рынке, он создается в результате применения достижений научно-технического прогресса и технологических открытий.
Примером полностью нового продукта можно назвать появление на потребительском рынке персональных компьютеров.
Продукт с улучшенными характеристиками представляет собой усовершенствованный товар, который имеет качественные отличия от уже существующих на рынке аналогов.
Пример продукта с улучшенными характеристиками – ноутбук.
Другие типы нового продукта представляют собой модификации товаров, уже представленных на рынке с внесенными в них изменениями. Эти изменения не несут принципиального характера, а являются скорее косметическими. Это может быть изменение марки продукции, дизайна, предложение нового способа ее применения и т.п.
Уровень новизны продукта определяется в процессе его разработки. Его оценка происходит с помощью тестирования, экспертных оценок и выявления потребительского мнения.
Виды новизны продукта
Кроме уровня новизны продукта на рынке существуют также различные виды новизны:
- Планово-хронологическая новизна – характерна для продукции, которая не производилась ранее этой компанией или не выходила на рынок вообще;
- Экономическая новизна – выпуск известной рынку продукции с меньшими издержками;
- Конструктивная новизна – изменения в характеристиках продукции, обусловленные изменениями в конструкции, принципе действия или элементной базе.
Конструктивная новизна продукта имеет, в свою очередь, несколько уровней:
- Высший уровень – продукт разработан и произведен на основе нового научно-технического принципа и является товаром-субститутом;
- Средний уровень – в основе нового продукта лежит старый научно-технический принцип, но изменение конструкции позволяет улучшить эксплуатационные параметры, значимые для потребителя;
- Низший уровень – продукт отличается от существующего аналога новыми условиями производства или эксплуатации.