Исследования лирики А.С. Пушкина открывают для ученых-филологов новые стороны его творчества. Многогранный гений поэта каждый раз заставляет взглянуть на его лирику с новой точки зрения. Художественный мир Пушкина настолько богат, что сложно описать в одной статье все его заслуги в процессе развития русской литературы. В рамках данного исследования представляется целесообразным остановиться на трех направлениях лирики Пушкина.
Тема имени в лирике Пушкина
Пушкин на протяжении всего творчества рассматривает имя с точки зрения бытия:
- Кто я?
- Где я?
- Каково мое место в обществе и истории?
Такие вопросы поднимает поэт в лирических произведениях, начиная с лицейских времен. Философские искания, становление личности и желания трансформируются в зависимости от времени написания стихотворений. Вся лирика, связанная с именем, имеет автобиографический характер. В ней собраны душевные переживания поэта в каждый из периодов своей жизни. Тесное переплетение любовных неудач и последующих за этим желаний является основным мотивом лирики Пушкина в период его творчества 20-30 годов. Любовь рождает новые желания. И эти желания связаны с напоминанием о себе бывшей возлюбленной и обществу. Слава – вот чего жаждет герой. Слава – это мотив для самоутверждения в собственных глазах. Всеобщее признание – это, с точки зрения разочарованного в отношениях с женщиной мужчины, повод для воспоминаний.
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне.
После разрыва с возлюбленной и мир кажется совсем другим. Внутренний и внешний конфликт героя разрешается путем переоценки жизненных ценностей. Герой создает новый миф, окружая свое имя значимостью существования. Это значит, что его имя будет существовать и после его смерти.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Тема дороги и пути
Пушкин много времени проводил в поездках. Это были как добровольные личные путешествия, так и вынужденные поездки, когда Пушкина отправляли в очередную ссылку. Бескрайние российские дороги создали аллегорические образы в стихотворениях поэта. Дорога ассоциируется с жизненным путем в стихотворениях Пушкина:
- «Телега жизни»;
- «Демон»;
- «Свободы сеятель пустынный»;
- «Зимняя дорога».
В стихотворении «Телега жизни» ямщик ассоциируется со временем. Герой философствует о смысле жизни и бытия. В каждый период жизненного пути он расставляет разные приоритеты. В начале пути торопит время. Кричит ямщику: «Пошел», и, сломя голову, презирая леность, пускается в путь. Во второй половине пути наблюдается спад эмоций. В дороге возникают препятствия:
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
В конце стихотворения присутствуют нотки разочарования и равнодушия. Он пишет, что к дороге все уже привыкли. Привычка и является причиной разочарования.
В «Демоне» звучит то же разочарование, но уже связанное с внутренним мироощущением героя.
В последующих произведениях поэт развивает тему пути и дороги. В них он указывает причины разочарования, в том числе и в ошибочных, с его точки зрения, устремлениях.
В «Зимней дороге», напротив, настроение героя более оптимистично. Он находится в ожидании перемен, которые сулят ему радость от предстоящей встречи и повышают интерес к концу пути.
Пушкин развивает тему дороги в стихотворении «Дорожные жалобы». Неудачное сватовство к Гончаровой, его самовольный отъезд на Кавказ и последующая за этим дорога в Болдино, раскрывает состояние лирического героя через образ русской дороги. Здесь сакраментальным смыслом становится окончание пути. Каким оно станет, лирический герой рассуждает в дороге. Окончание пути ассоциируется со смертью. В последующих поэтических произведениях Пушкин развивает эту мысль, рассуждает о жизненных разочарованиях на каждом из этапов пути.
Послание друзьям
Одним из ведущих жанров пушкинской лирики являются дружеские послания. Ими изобилует творчество поэта в лицейский период. «К Наталье» - первое произведение поэта, написанное в этом жанре. «К другу стихотворцу» - первое, появившееся в печати. «Кюхельбекеру», «К Чаадаеву», «Товарищам» и многие другие стихотворения стали образцом дружеских посланий в русской литературе. К 30-м годам интерес поэта к жанру стал угасать. Однако, и в этот период появляются такие стихотворения, как «К Языкову», «Послание Дельвигу», «Друзьям».
Анализируя этот период творчества поэта, можно заметить характерную разницу между произведениями «посланческой» лирики двух периодов. Послания 20-30-х годов стали жестче, реалистичнее, ближе к правде жизни. Это не случайно. В этот период завершается переход творчества Пушкина от романтизма к реализму.
В послании «К Языкову» Пушкин придерживается жанрового канона со свойственным ему стремлением вступить в диалог с адресатом:
К тебе сбирался я давно
В немецкий град, тобой воспетый
С тобой попить, как пьют поэты
Тобой воспетое вино.
С другой стороны, проявляется свойственная Пушкину ирония по отношению к самому себе, используя автобиографические ситуации, которые свойственны лирике поэта. Пушкин не зовет к себе друга-поэта, как это принято в дружеских посланиях. Наоборот, он искренне считает, что тому будет лучше оставаться там, где он есть:
Прости, певец! играй, пируй,
С Кипридой, Фебом торжествуй,
Не знай сиятельного чванства,
Не знай любезных должников
И не плати своих долгов
По праву русского дворянства.
В дружеских посланиях Пушкина описываются ключевые события истории России, которые повлияли на судьбу самого поэта и его ближайших друзей. Особенно ярко это выразилось в его послании к друзьям «Была пора». В нем поэт обращается к своим ровесникам, к общей коллективной памяти поколения. Поэт понимает и принимает все изменения, которые приносит жизнь. Он согласен с этим и свою мысль воплощает в своих стихотворениях.
Таким образом, стихотворения Пушкина затрагивают самые различные аспекты жизнедеятельности личности и общества, характеризуются высокой символичностью, интертекстуальностью наррации.