Лингвистический анализ стихотворений А. С. Пушкина
Знакомство с творчеством А. С. Пушкина играет важную роль в языковом развитии школьника, поскольку именно в его произведениях представлены образцы русского литературного языка. Читая лирику и прозу Пушкина, ученик получает представление об образцовых произведениях словесности, усваивает терминологическую базу литературоведения, знакомится с основными изобразительно-выразительными средствами и примерами их реализации в художественном тексте.
Изучение творчества А. С. Пушкина в школе носит комплексный характер, что предполагает обращение не только к литературоведческим, но и к лингвистическим аспектам анализа его произведений. Наблюдение за языковой организацией стихотворений Пушкина, использованием выразительных приемов помогает учащимся сформировать представление о стиле автора и индивидуальных особенностях его творческой манеры.
Лингвистический анализ стихотворений в школе представляет собой один из метод исследования поэтического текста, направленный на выявление особенностей и закономерностей его формально-языковой организации.
Чаще всего объектами лингвистического анализа поэтического текста становятся лексико-стилистические и морфолого-синтаксические средства языка. При этом сам анализ базируется на следующей методике:
- Выделение в тексте анализируемых языковых единиц (на лексическом или лексико-грамматическом уровнях его организации).
- Изучение особенностей выделенных единиц в аспекте их семантики, стилистической окраски, происхождения, образности и проч.
- Установление связи между используемыми языковыми средствами и их функцией в художественном тексте с целью постижения замысла автора.
Лингвистический анализ текста направлен на целостное осмысление произведения в единстве формы и содержания. Однако путь анализа в данном случае – от формы к воплощаемому в ней смыслу.
Методология и принципы работы с художественным текстом стихотворений
Методология анализа стихотворений Пушкина в лингвистическом аспекте представляет собой разновидность комплексного анализа художественного текста, направленного на выявление особенностей его композиционного оформления, а также языковой организации.
Методика лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина базируется на нескольких принципах, вытекающих из особенностей пушкинской поэтики:
- Пристальное внимание к слову и его значению в контексте всего стихотворения.
- Работа с формой слова, восстановлением его первичной «образной» семантики.
- Рассмотрение особенностей лексико-синтаксической организации стиха, порядка слов, имеющего смысловое значение.
- Оценка использования средств художественной образности и их роли в стихотворении.
При лингвистическом анализе стихотворений Пушкина внимание учащихся следует остановить на отдельных моментах художественной формы:
- Использование автором конкретной лексики наряду со словами, сочетающими информативную и образную функцию. Это характерная черта пушкинской поэтики, которая создает предельно зримый образ мира в стихах, а также способствует реализации принципа смысловой точности словоупотребления. Для примера можно обратиться к лексической организации стихотворений «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро» и др., где автор сочетает образность и бытовую конкретику.
- Умелое сочетание различных стилевых пластов, не ограниченное требованиями жанровой формы. Это разрушает привычные каноны литературной речи и формирует новый стиль, основанный на принципе свободы поэтического творчества.
- Использование архаизмов, церковнославянизмов как средств высокого поэтического стиля, создающего торжественный, приподнятый настрой в стихотворении. В качестве примеров можно привести стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
- «Минус-прием» как средство художественного воздействия на читателя: при отказе от нарочитых средств художественной образности создается особая атмосфера простоты стиха, его интимности, близости к безыскусной «непоэтической» речи (например, в стихотворении «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» и др.).
Анализируя языковую организацию стихотворения, ученики приходят к выводу о нравственно-этических и философских проблемах, заданных Пушкиным в стихах, а также оценивают эстетическую сторону стиля и языка произведений поэта.
Использование лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина на уроках русского языка позволяет не только развить навыки работы с художественным текстом, но и сформировать представление о пушкинском творчестве и его своеобразии.