Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистический анализ стихотворений А.С. Пушкина: методология и принципы работы с художественным текстом

Лингвистический анализ стихотворений А. С. Пушкина

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина играет важную роль в языковом развитии школьника, поскольку именно в его произведениях представлены образцы русского литературного языка. Читая лирику и прозу Пушкина, ученик получает представление об образцовых произведениях словесности, усваивает терминологическую базу литературоведения, знакомится с основными изобразительно-выразительными средствами и примерами их реализации в художественном тексте.

Изучение творчества А. С. Пушкина в школе носит комплексный характер, что предполагает обращение не только к литературоведческим, но и к лингвистическим аспектам анализа его произведений. Наблюдение за языковой организацией стихотворений Пушкина, использованием выразительных приемов помогает учащимся сформировать представление о стиле автора и индивидуальных особенностях его творческой манеры.

Определение 1

Лингвистический анализ стихотворений в школе представляет собой один из метод исследования поэтического текста, направленный на выявление особенностей и закономерностей его формально-языковой организации.

Чаще всего объектами лингвистического анализа поэтического текста становятся лексико-стилистические и морфолого-синтаксические средства языка. При этом сам анализ базируется на следующей методике:

  1. Выделение в тексте анализируемых языковых единиц (на лексическом или лексико-грамматическом уровнях его организации).
  2. Изучение особенностей выделенных единиц в аспекте их семантики, стилистической окраски, происхождения, образности и проч.
  3. Установление связи между используемыми языковыми средствами и их функцией в художественном тексте с целью постижения замысла автора.

Лингвистический анализ текста направлен на целостное осмысление произведения в единстве формы и содержания. Однако путь анализа в данном случае – от формы к воплощаемому в ней смыслу.

«Лингвистический анализ стихотворений А.С. Пушкина: методология и принципы работы с художественным текстом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методология и принципы работы с художественным текстом стихотворений

Методология анализа стихотворений Пушкина в лингвистическом аспекте представляет собой разновидность комплексного анализа художественного текста, направленного на выявление особенностей его композиционного оформления, а также языковой организации.

Методика лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина базируется на нескольких принципах, вытекающих из особенностей пушкинской поэтики:

  1. Пристальное внимание к слову и его значению в контексте всего стихотворения.
  2. Работа с формой слова, восстановлением его первичной «образной» семантики.
  3. Рассмотрение особенностей лексико-синтаксической организации стиха, порядка слов, имеющего смысловое значение.
  4. Оценка использования средств художественной образности и их роли в стихотворении.

При лингвистическом анализе стихотворений Пушкина внимание учащихся следует остановить на отдельных моментах художественной формы:

  1. Использование автором конкретной лексики наряду со словами, сочетающими информативную и образную функцию. Это характерная черта пушкинской поэтики, которая создает предельно зримый образ мира в стихах, а также способствует реализации принципа смысловой точности словоупотребления. Для примера можно обратиться к лексической организации стихотворений «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро» и др., где автор сочетает образность и бытовую конкретику.
  2. Умелое сочетание различных стилевых пластов, не ограниченное требованиями жанровой формы. Это разрушает привычные каноны литературной речи и формирует новый стиль, основанный на принципе свободы поэтического творчества.
  3. Использование архаизмов, церковнославянизмов как средств высокого поэтического стиля, создающего торжественный, приподнятый настрой в стихотворении. В качестве примеров можно привести стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
  4. «Минус-прием» как средство художественного воздействия на читателя: при отказе от нарочитых средств художественной образности создается особая атмосфера простоты стиха, его интимности, близости к безыскусной «непоэтической» речи (например, в стихотворении «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» и др.).

Анализируя языковую организацию стихотворения, ученики приходят к выводу о нравственно-этических и философских проблемах, заданных Пушкиным в стихах, а также оценивают эстетическую сторону стиля и языка произведений поэта.

Использование лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина на уроках русского языка позволяет не только развить навыки работы с художественным текстом, но и сформировать представление о пушкинском творчестве и его своеобразии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot