Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Межродовые и внеродовые формы литературы

Определение 1

Эпическая драма — это «двуродовое литературное образование, которое характеризуется сочетанием драматической формально-субъектной организации и временной и пространственной точек зрения.

Межродовые формы литературы

Замечание 1

Наряду с литературно-художественными произведениями, которые полностью и безусловно относятся к одному из литературных родов, существуют произведения, соединяющие в себе свойства двух родов. Такие произведения называются «двухродовыми образованиями».

Например, В. Хализев отмечал, что в пьесах Б. Брехта, Н. Островского присутствует эпическое начало, а А. Блок и М. Метерлинк создали «лирические драмы», наличие лиро-эпического начала в поэмах является общеизвестным фактом.

О произведениях, которые принадлежат двум литературным родам, много говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, по мнению Шелинга, роман является «соединением эпоса с драмой». К двухродовым формам относятся баллады, которые имеют фольклорные корни, лирическая проза, как правило, автобиографического характера, а также те произведения, в которых к повествованию подключены лирические отступления. Отдельного внимания заслуживают такие межродовые формы, как сатира, утопия, хроника, путешествие. Эти формы литературы, свойственные произведениям нескольких родов, успешно взаимодействуют в рамках одного произведения (например, «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь» Г. Гейне, «Современники» Н. А. Некрасова, «Теркин на свете» А. Т. Твардовского, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, комедии Ж. Б. Мольера носят глубоко сатирический характер).

Утопия, которая воссоздает целостный образ совершенного, идеального мира в его социально-экономических и политических реалиях, так же, как и сатира, может иметь драматическую и эпическую форму (например, «Город солнца» Т. Кампанелла, «Золотая книга…о новом острове Утопия» Т. Мора, «Клоп» В. В. Маяковского.

«Межродовые и внеродовые формы литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Современные литературоведы В. А. Пронин и Т. Т. Давыдова к межродовым формам относят путешествия, основанные на мотиве дороги, пути, сочетающие в себе художественность, научность и публицистичность. Из истории становления путешествий в качестве литературных произведений известно то, что появились они в эпоху античности в творчестве Тацита, Геродота и Юлия Цезаря. В 9-18 веках большой популярностью в литературе пользовались книги хожденй. Наиболее известными авторами подобных сочинений являются Эвилия Челеби, Аль-Бируни, Афанасий Никитин.

В эпоху Просвещения популярным стал жанр романа – путешествия. Произведения этого жанра пользуются популярностью и по сей день («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и т. д.).

В 18 веке эта жанровая разновидность была популяра среди сентименталистов («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д. Байрона, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и т. д.).

Путешествия, которые появились в следующем столетии, например, «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, обратили читательский интерес на публицистическую природу повествования.

Внеродовые формы литературы

В литературе существуют группы произведений, которые обладают свойствами какого-либо литературного рода не в полной мере либо не обладают ими вовсе. Такие формы называют внеродовыми. К внеродовым формам литературы относятся:

  • Очерк
  • Эссе
  • Литература «потока сознания».

Признаками очерковой прозы являются следующие ее особенности:

  • Выраженное сходство предмета повествования с внешней реальностью
  • Наличие многочисленных описаний, которые доминируют в тексте над всеми остальными формами повествования.

В мировой литературе 20 века в этом отношении выделяются произведения Ж. Лаффит, Э. Хемингуэя, Дж. Олдриджа. В отечественной прозе к таким произведениям относятся работы И. Эренбурга, К. Симонова, Л. Леонова. В. Гроссмана, М. Пришвина. В литературе русского зарубежья примечательны произведения И. Савина, М. Алданова, В. Варшавского.

Очерк находится на стыке публицистики и художественной литературы. Очерк развивается своими путями, но при этом сохраняет в себе особенности образного отражения жизни, применяя средства художественной выразительности. В связи с этим, очерк приближается к рассказу, от которого отличается свободной композицией, которая организуется идейным заданием или рассказчиком. Литературоведы отмечают, что очерк имеет следующие особенности:

  • Отрывочность повествования
  • Неизбежная сжатость и локальность
  • Небольшой охват действительности.

Литература потока сознания характеризуется бесконечной цепью воспоминаний, впечатлений, внутренних эмоций и переживаний носителя речи. Человеческое сознание здесь показывается хаотичным, неупорядоченным, оно поглощает действительность мир без остатка. Такими свойствами обладают произведения Дж.Джойса, М. Пруста, А. Белого, Н. Саррот, М. Бютора, А. Роб-Грийе.

Повествование в литературе потока сознания обрывается неожиданно, на полуслове и не является мотивированным. Само произведение при этом теряет очертания – сюжет ослаблен, все традиционные композиционные элементы разрушены, а развязка не является художественным итогом.

Определение 2

Эссе – это непринужденное, свободное соединение сообщений о единичных фактах, описания реальности и размышлений о них.

Первоначальным шагом к возникновению эссе были эксперименты М. Монтеня. На современном этапе развития литературы эссеистика является важной и влиятельной областью литературного творчества.

В эссе отражается целостно воспринимаемая художественная картина жизни, где эстетические начала легко соединяются с философскими и публицистическими. М. Н. Эпштейн в своей работе «На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени») придает эссеистике высокий статус называет ее внутренним двигателем культуры. Однако ввиду того, что основу эссе составляет концепция человека как носителя точки зрения, мнений и взглядов, мысль, высказанная в этой форме, не может претендовать на объективность. Эссеистические черты свойственны прозе Т. Манна, Г. Филдинга, Г. Гессе, Р. Мизуля.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot