Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пейзаж как жанр живописи

Определение 1

Пейзаж – это жанр искусства, в котором изображается либо первозданная, либо измененная человеком природа.

Героем пейзажа является естественный или выдуманный художником природный мотив. Но следует отметить, что природа на полотнах используется не только как самостоятельная тема. Кроме этого она используется как определенный фон в других жанрах живописи, помогая раскрыть смысл, идею и характер образа.

Замечание 1

В пейзаже художник проявляет свое отношение к природе, изображая разные природные явления и то, как она окружает человека.

Пути развития жанра

Ученые относят первые наскальные рисунки с изображением пейзажа к эпохе неолита. На древних рисунках схематично обозначен небесный свод, светила и страны света.

На стенах гробниц египетских фараонов так же были находки в виде изображений пейзажа. Эта роспись имела декоративное значение, и на ней изображались лишь отдельные природные элементы: лотос, бамбук, деревья.

В Древней Греции и Древнем Риме пейзаж на стенах использовался в основном, как декорации жилых помещений. Пейзажи тех времен близки к нашему пониманию пейзажа, но древние художники мало знали о перспективе, поэтому их изображения не очень выразительны.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в VI веке. Картины китайских мастеров очень поэтично передают окружающий их мир. Китайскими художниками работы выполнялись тушью на шелке, и казалось, что на полотне вселенная, не имеющая границы, а природа на них была величественная и одухотворенная.

Благодаря развитию философии и религии в странах Востока искусство пейзажа развивалось гораздо быстрее, чем в странах Европы и на многие года опередило развитие европейских художников. На протяжении VII-VIII веков изображение природы стало ведущим жанров живописи на Востоке.

«Пейзаж как жанр живописи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В Китае пейзаж стал своеобразным способом духовного общения. Китайские художники создавали свои шедевры на свитках из шелка и рисовой бумаги. Если свитки были вертикальными, то ими украшали стены, а горизонтальные в несколько метров длинной, рассматривали на полу.

Китайская природная живопись в средние века стала основой для развития пейзажного жанра в Японии и странах Юго-Востока. Формат китайских картин необычен. Для них характерен вытянутый формат с изображением на нем необычных деревьев, высоких гор, крошечных фигурок людей и животных, аккуратно вписанных в эти сказочные изображения. Художники Китая не изображали, что-то конкретное. Они писали природу такой, какой ее представляли.

В средние века в Европу на смену античности пришло христианство, которое считало искусство античности «идолопоклонничеством и распутством». Поэтому на картинах того времени природу изображали лишь, как фон для обитания героев картины. Пейзаж не носил никакой смысловой нагрузки вплоть до эпохи Возрождения.

В период раннего Возрождения тематика пейзажей начинает вызывать интерес у живописцев, хотя на полотнах этого времени еще видно неумение передавать масштабы

пространства, существует много картин, где заметны попытки гармонизировать изображения природы и человека. Работа итальянского художника-живописца Стефано ди Джованни «Шествие Волхвов» является примером стремления сделать изображение природы и человека одним целым.

Швейцарский художник Конрад Виц внес немаловажную роль в развитие пейзажного искусства своей картиной «Чудесный улов». Несмотря на то, что тематика картины религиозная, он умело смог перенести природную красоту Женевского озера на свое полотно

Чудесный улов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Чудесный улов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще большее влияние пейзажи оказали в период Высокого Возрождения. Художники приступили к изучению натуры, и стали обращаться к новейшим открытиям в сфере линейной перспективы. Теперь пейзаж стал незаменимым элементом изображений, а картина стала цельной.

Несмотря на скачок в развитии пейзажной тематики природа использовалась лишь в качестве фона до XVI века. Полотна Леонардо да Винчи служат примером этого. На его картинах показана связь природы и человека, и связь эта неразрывна.

В работах Альтдорфера, Питера Брейгеля Старшего, Эль Греко «Вид Толедо» заметны пространственный размах и скомпонованные многокилометровые расстояния. Такое развитие пейзажный жанр получил в XVI веке благодаря увлечениям европейских художников феноменом пространства.

Самый большой вклад в становление пейзажа, как самостоятельного жанра внесли художники Нидерландов. Но они не ограничивались написанием пейзажей родной земли. Художники – романисты: Клас Берхем, Ян Асселейм, Ян Бот увлекались написанием итальянских пейзажей, либо следовали тенденциям итальянских художников.

В пейзажах Геркулеса Сегенса, Якоба ван Рейсдаля и Харменса ван Рейна Рембрандта встречается реализм с романтическим началом. Их не волновала тщательная отделка вещей, для них был важен ее философский смысл и эффект при созерцании на нее.

Питер Пауль Рубенс работал в стиле барокко. Пейзаж Рубенса - сочиненный пейзаж, героизированный, идеальный, собирательный образ. Отсюда в его картинах панорамный размах, идущий от традиций XVI века.

Во Франции в этом стиле работали Никола Пуссен и Клод Желле. Хотя в их работах присутствует эффект классицизма. Для художника-классициста важно передать глубину пространства. В целом для всех художников времен Возрождения, пишущих пейзаж, характерен романтический образ природы и стремление передать ее переходное состояние.

В XX веке в изображениях природы появилось новое направление-кубизм. Первыми представителями этого направления стали французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо.

В основе кубизма лежит расчленение форм на их произвольно предполагаемые элементы, логика пропорционального отношения к элементам пейзажа-действительности уступила место логике конструирования картины как самостоятельного явления.

Представители пейзажного жанра

Творчество Пабло Пикассо делят на несколько периодов. Каждый из периодов художника отличается своей особенностью, но в целом его рассматривают как художника-кубиста. Работы мастера отличаются завершенностью, точностью и особенному колориту.

Первые работы Винсента Ван Гога были написаны в направлении реализма. Написаны они в мрачной гамме. После поездки в Париж цветовая гамма его картин меняется на более яркую. Его собственный стиль написания полотен обусловлен влиянием импрессионизма и японских гравюр. В последних работах большее предпочтение художник отдает желтому и синему цвету.

Питер Пауль Рубенс писал картины в разных жанрах. В его копилке работ можно найти мифологические картины, исторические, религиозные сюжеты, портреты и пейзажи. На его творчество оказали влияние многие художники, поэтому и его творения имеют разную тематику и направления. Рубенс вошел в историю также как автор собственного идеала красоты - пышных "рубенсовских форм".

Пейзажная живопись очень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров. Тем не менее, искусство не замирает в одной точке, а продолжает развиваться. И современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot