Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в России – это приоритетное направление внутренней экономической политики государства, преследующее цели выстраивания партнерской модели отношений между государством и бизнесом для совместного аккумулирования ресурсов, реализации мероприятий для решения социально-экономических задач.
Значение взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России
Актуальность исследования и практического применения инструментов взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России обусловлена социально-экономической нестабильностью на фоне обострения геополитических отношений. Экономическая обстановка в стране осложняется:
- недостаточной эффективностью формирования инновационной экономики;
- растущей инфляцией и, соответственно, сокращением покупательной способности российского населения;
- отсутствием конкурентоспособных российских продуктов и др.
Это требует обновления мер и мероприятий по развитию экономики. При этом очевидно, что развитие экономики зависит не только от субъектов предпринимательства, но и требует эффективного участия государства, в том числе для создания эффективной инфраструктуры, поддержки малого и среднего предпринимательства, создания комфортных режимов для инвесторов и организаций, занимающихся разработкой и внедрением инноваций на рынок.
Таким образом, одним из важнейших направлений взаимодействия государственных и предпринимательских структур выступает развитие отечественной экономики. Кроме того, приоритетным направлением для сотрудничества общества и государства выступает социальная сфера, где отдельные государственные и муниципальные услуги могут быть переданы на исполнение частным субъектам.
Однако прежде чем частные субъекты могут быть привлечены к решению социальных задач, требуется создать условия для их эффективного функционирования на рынке.
Современные тенденции и проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России
Сегодня в качестве основных направлений взаимодействия государственных и предпринимательских структур можно рассмотреть следующие:
- взаимодействие в рамках контрактной деятельности. Это направление предполагает такое государственное регулирование контрактной системы, которая позволяет привлекать к закупкам малые и средние предприятия для повышения конкуренции на рынке закупок, обеспечения роста качества продукта при сокращении затрат на него. Кроме того, указанный инструмент позволяет также оказать поддержку малому и среднему предпринимательству, которое, в свою очередь, решает важнейшие социальные задачи обеспечения сокращения безработицы, внедрения на рынок инноваций и пр.;
- взаимодействие государственных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства. Названное направление предполагает эффективное взаимодействие власти и предпринимательства в экономической, политической, культурной и иных сферах на партнерских началах. Такое партнерство предполагает не только предоставление государством финансовой, информационной и организационной поддержки, но и передачу ряда функций и задач частному сектору.
К числу наиболее востребованных форм государственно-частного партнерства сегодня относятся:
- административные контракты, которые заключается между государством и субъектами предпринимательства для выполнения работ, оказания услуг, поставки продукта для социальных нужд. Выгода участие в осуществлении таких контрактов для субъектов предпринимательства заключается в том, что им передается доля в доходе от соответствующей деятельности;
- арендные договоры, том числе в форме лизинга. Названная договорная конструкция позволяет государственным органам и частным предпринимателям согласовывать условия относительно передачи предпринимателю имущества, составляющего государственную или муниципальную собственность во временное пользование за плату;
- концессионные соглашения. Такие соглашения предполагают, что государство или иное публично-правовое образование на партнерских началах, оставаясь собственником имущества, выступающего предметом соглашения, уполномочивает предпринимателя на реализацию в течение оговоренного срока функций и задач, необходимых для нормального функционирования передаваемого объекта. В соответствии с указанным соглашением субъект частного бизнеса наделяется соответствующими полномочиями, получает право собственности на изготовляемый продукт, но при этом вносит плату за передаваемое в пользование государственное или муниципальное имущество. Частный партнер гарантирует государству или муниципалитету бесперебойную поставку продукта, а, в свою очередь, государство или муниципалитет гарантирует, что в аналогичной сфере экономических отношений таких исключительных прав другим субъектам предоставлено не будет;
- соглашение о разделе продукции. Названная форма взаимодействия государства и частного бизнеса предполагает определенные отличия от традиционного концессионного соглашения: частному партнеру по условиям таких соглашений принадлежит лишь часть продукции, при этом условия и порядок распределения продукции определяются соглашением.
В качестве проблемного аспекта взаимодействия государственных и предпринимательских структур можно выделить относительную непрозрачность такого взаимодействия.
Требуется более широкое внедрение инструментов государственно-частного партнерства для решения социально-экономических задач, в том числе посредством использования информационных технологий, облегчающих доступ всех заинтересованных предпринимательских структур к взаимовыгодному сотрудничеству с государством.