Методологические функции «предпосылочного знания»
Обращение к культурно-исторической и социальной природе знания обязательно ведет к более глубоким уровням анализа и понимания структуры и природы научного знания, познавательных идей, логических форм и первичных ценностей, укорененных в культуре общества. Многие фундаментальные элементы познания и познавательной деятельности органично сочетают в себе познавательное и ценностное начало, разъединение которых разрушает само знание. Кроме того, социальность, выступающая как совместная или общая работа, имеет свои следствия для познания, которые отражаются в содержательно-структурных особенностях, а также в организации построения знаний и познавательной деятельности.
При достижении глубинных основ познания само понятие «социокультурная детерминация», по-видимому, теряет свое значение, поскольку обнаруживаются более тонкие структуры и качественно иные отношения между познавательным и ценностным. Речь идет уже не просто о детерминированности, а о двойственности – социокультурной и логической природе познавательных форм и сложных опосредованных путях ее проявления, что несомненно требует нового видения самого научного познания.
Культурно-исторические и социально-политические факторы, непосредственно отражающиеся в познании мировоззрения, выступают как элементы знания в форме, близкой по характеру к научному знанию, входят в его структуру и содержание, и определяют их в той или иной степени. К ним относится понятие «предпосылочного знания».
Сложный вопрос о предпосылках познания был зафиксирован уже в диалектике Платона и в учении Аристотеля о принципах науки и философии. С развитием научного мировоззрения осозналась роль исходных предпосылок и оснований философско-филологических аксиом и постулатов. В XVII в. Г. Вико дает их подробный перечень и обоснование. Гегель представил эту проблему как учение об основании (с критическим рассмотрением закона достаточности разума, указанием на конечность оснований познания положительных наук и т. д.) начал, гипотез, условий и т.п.
Само понятие «предпосылочное знание» было введено И. Кантом. Он рассматривал его как самостоятельную и многогранную проблему предпосылок познания. Кант стремился исследовать:
- аналитические и синтетические априорные принципы,
- различные виды регулятивных принципов,
- диалектику теоретической и практической (моральной) формы знания.
Важнейшими проблемами, возникающими в связи с необходимостью введения в методологический аппарат понятия «предпосылочное знание», являются:
- разграничение понятийной и допонятийной форм знания,
- выявление и разграничение эксплицитных предпосылок и имплицитных, способов их «вхождение» в знания и их функционирование в познавательной деятельности.
При этом ни одна из указанных форм предшествующего знания не относится логическим следствием к специальному научному знанию. Предпосылки выполняют свои функции через гносеологические процедуры выбора, предпочтения, условности, поиска консенсуса и т.д., которые осуществляются субъектом на основе научной интуиции, а также принятой парадигмы, программы поиска, в которой предпосылки указаны соответствующим образом.
При детальном рассмотрении этого феномена в первую очередь ставится вопрос об артикуляции понятий «метод», «метод деятельности», «метод научного исследования», «метод научного познания». Метод – это и «некая планомерная деятельность», и «совокупность приемов и операций по освоению практической и теоретической действительности». Метод научного исследования определяется как «некоторая совокупность мыслительных или физических операций, созданная на их основе, зависящая от особенностей объекта исследования и применяемая для решения определенный задач». При этом чаще всего отождествляются понятия «деятельность» и «способ деятельности».
Регулятивные принципы в науке
Регулятивные принципы — это свод правил, определяющих направление и характер исследований.
Регулятивные принципы влияют как на методы организации и проведения эмпирических исследований, так и на форму создаваемых теорий. Регулятивные принципы в практике познания выступают своеобразным фильтром, заставляющим исследователя выбирать одни цели и средства и отвергать другие.
В разные периоды развития науки появлялись и использовались различные наборы принципов, которыми руководствовались исследователи при осуществлении познавательных процедур. Но регулятивные принципы всегда способствовали пониманию учеными того, какие действия они могут совершать, оставаясь в рамках своей профессиональной сферы, а какие для них запрещены (в то же время такой запрет часто тем или иным образом обосновывался, то есть указывалось, почему эти действия нельзя отнести к научной области). Одна из важнейших функций регуляторов этого типа связана с формированием определенного «образа науки» и представлений об «идеале научности». В зависимости от специфики этого вида представления разрабатываются разные стандарты как для способа постановки исследовательских задач, так и для средств, используемых для их решения.
Организация исследовательской деятельности предполагает обязательное выделение определенных нормативов, позволяющих контролировать успешность выполнения запланированных учеными познавательных действий, а также отделять все, что относится к области науки от не науки. Правда, многие попытки такого рода еще не привели к однозначно оцененным всеми экспертами результатам. Тем не менее можно выделить несколько групп научных знаний, определяющих общий характер именно научных знаний:
Первая группа: принципы, входящие в эту группу, формируют представление о специфике научного познания (принцип наблюдаемости, проверяемости, непротиворечивости, достоверности знания и др.).
Вторая группа определяет социально-психологические характеристики, регулирующие отношения между членами научного сообщества (как между отдельными людьми, так и между коллективами).
Сейчас все большее значение приобретают различного рода нравственные требования, регулирующие и поведение ученых. Их можно отнести к группе «этических регуляторов». Сюда входят запреты на сознательное манипулирование полученными данными, плагиат и т. п. В целом, все регулятивные принципы позволяют определить характеристики научного знания на каждом этапе его истории.