Истоки философского мышления в рамках интеллектуального пространства Древней Руси имеют своей основой православное учение, почерпнутое из Византии с принятием христианства и последующим опосредованным влиянием античной как философской, так и житейской мудрости.
Одним из главных толчков к формированию религиозно-философской мысли Древней Руси стало создание Кириллом и Мефодием славянской письменности.
Переводная литература
Первоначально философия в Древней Руси была представлена в виде переводных византийских и болгарских текстов. Перевод Библии был осуществлен частично. Полный же ее текст датируется $XV$ веком. Среди переводной литературы следует отметить следующее:
-
Различного рода сборники («Пчела», «Изборник $1073$ и $1076$ гг.», «Палея толковая»), содержащие в себе совокупность цитат из трудов античных философов и поэтов (Платон, Аристотель, Гомер и т.д.), вероучительных сочинений христианства (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов и др.), художественной литературы как античной, так и византийской. Такие сборники позволяли познакомится русским мыслителям с основными идеями и проблемами византийской религиозно-философской культуры и традиции.
Появление сборника «Пчела» на русской интеллектуальной почве относится к $XI$ веку. По содержанию преимущественно изречения сборника носят нравственный характер. Его структура такова: каждая глава начинает с цитат из Библии, потом цитируются сочинения церковных мыслителей, а в итоге античная мудрость.
«Изборники $1073$ и $1076$» представляют собой сборники небольших произведений, отрывков из них, касающихся одной тематики. «Изборника» свойственен компилятивный характер; они являют собой род примитивной энциклопедии.
-
«Диоптра» («Душезрительное зерцало»), автором которой является византийский монах Филипп Пустынник («Монотроп»), касается решения антропологической проблематика. В ней представлено учение о человеке. Повествование строится на основании диалога Души и Плоти, в котором первая выступает госпожой, а вторая – слугой. Текст «Диоптры» представляет собой сборник цитат о человеке и его природы из античной философии и медицины (Платон, Аристотель, Гален, Гиппократ и др.). «Диоптра» во многом воспроизводит неоплатонические идеи о мире и человеке.
-
«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, в котором идет речь о космологии и творении человека, появляется в Болгарии на рубеже $IX$ – $X$ веков, на Русь же проникает в $XI$ веке. За основу Иоанн берет Шестодневы Василия Великого и Феодорита Кирского. В своем труде он использует не только христианское учение о творении и структуре мира, но и привлекает античные наработки по астрономии, физике, ботанике. Наиболее ярко это проявляется в стремление Иоанна одновременно сочетать креационистскую точку зрения христианства с идеей древнегреческой философии о четырех первоначалах мира (вода, воздух, огонь, земля). В вопросах астрономии он близок к позиции Аристотеля и Птолемея, помещая Землю в центр мироздания. Кроме того, болгарский мыслитель освещает спор Платона и Аристотеля о природе и месте в мироздании эфира.
Определения философии
Среди древнерусских мыслителей было распространено определение философии, предложенное Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Византийский богослов определяет философию с шести точек зрения:
- философия – это познание сущего, такого как оно есть;
- философия – это познание видимых и невидимых вещей, иными словами, мира человеческого и божественного;
- философия – это приуготовление к смерти;
- занятие философией уподобляет человека Богу;
- философия – это основа всякого знания и всех искусств; она наука наук и искусство искусств;
- философия – это любовь к мудрости, а ее высший обладатель – это Бог; поэтому указанное отношение к мудрости ведет к любви к Богу.
Итак, описанные выше источники русской философии определили ее дальнейший путь развития.