Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование услуг

Понятие ценообразования

В настоящее время большинство экономических национальных систем строится на основании рыночных отношений. Рыночный механизм предполагает наличие свободной предпринимательской деятельности, наличия механизма конкурентной борьбы, а также независимого ценообразования. В таких условиях каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации своей прибыли или личной выгоды. С точки зрения, коммерческой деятельности ценообразование решает следующие задачи:

  • покрывает предельные издержки производителя;
  • формирует его будущий доход;
  • выполняет цели и задачи стратегического и тактического планирования;
  • ориентируется на спрос, стремится к его удовлетворению;
  • учитывает взаимозаменяемость товаров и услуг;
  • информирует производителей и потенциальных предпринимателей о наиболее выгодных сферах деятельности.
Замечание 1

Ценообразование представляет собой процесс установления конечной продажной стоимости товара или услуги с учетом конъюнктуры рынка. Сюда относят понимание уровня конкурентных цен, расчет себестоимости продукции, общие психологические ожидания потребителя, оценку макроэкономической обстановки в стране.

При выборе ценовой стратегии предприниматель может руководствоваться различными целями, поэтому и основные принципы ценообразования могут различаться. В случае негативных тенденций в экономическом развитии объекта хозяйствования, назревания ситуации банкротства или ликвидации, применяется стратегия выживания. Она предполагает такой уровень цен, который позволяет покрыть лишь себестоимость и предельные издержки. В зависимости от конъюнктуры рынка предприниматель может при помощи цен управлять своей прибылью. Ценообразование часто является сильным маркетинговым инструментом, позволяющим расширять рынки сбыта, занимать лидирующие позиции в своей нише и так далее.

«Ценообразование услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Так же средства от изменения цен могут быть пущены на инвестиционную деятельность, для целей масштабирования бизнеса, качественного изменения продукции и услуг. Таким образом, ценообразование становится важным элементом в не только в микроэкономике, а также в макроэкономических отношениях, при построении маркетинговых концепций и анализе финансового потенциала субъекта хозяйствования.

Понятие услуги. Рынок услуг

Основа экономики строится на производстве, распределении, продаже и доведении до конечного покупателя созданных хозяйственных благ. Блага обычно представлены товарами или услугами.

Услуга представляет собой результат взаимодействия продавца и покупателя нематериального характера, которое позволяет обеим сторонам получить свою выгоду. В России существует отдельный закон, регулирующий данный тип экономических отношений – «Закон о защите прав потребителей". Согласно официальному юридическому определению под понятие услуга подпадает любое действие, приносящее выгоду, кроме трудовых взаимоотношений. То есть, профессиональная деятельность сотрудника относительно работодателя не является услугой.

Основные характеристики услуги:

  1. Она не осязаема.
  2. Она не сохраняема.
  3. Ее качество непостоянно.
  4. Она неотделима от источника.

С экономической точки зрения, услуга представляет собой особый вид товара, который может быть произведен, продан и потреблен единовременно. Она создается совместно с покупателем, то есть оформляется заказ. Далее заказ создается и поставляется покупателю. В этот же момент происходит оценка и приемка услуги.

Сфера услуг достаточно разнообразна. В современной хозяйственной обстановке, где каждый субъект стремится к максимизации доходов и минимизации издержек, очень часто используется передача определенной сферы бизнеса в стороннее управление и исполнение. Именно здесь, предоставляется широкий спектр юридических, бухгалтерских, консалтинговых, образовательных и других видов услуг. Повсеместное применение компьютерных технологий и программного обеспечения сделало достаточно востребованным ай-ти – консалтинг. Вся сфера информатизации и обслуживания компьютеров отдается сторонней профессиональной компании.

Ценообразование услуг

На ценообразование в сфере услуг огромное влияние оказывают их специфические черты. К другим факторам, оказывающим влияние на формирование цен в данной области относят:

  • предложение и спрос;
  • социальные услуги;
  • внешние эффекты.

Часто на коммерческие услуги оказывают влияние услуги общественного и социального характера. Так, для здравоохранения важны дотации и потребительские субсидии. Здравоохранение и образование являются особыми услугами, которые могут в себе сочетать условия платности и бесплатности.

Большое влияние на ценообразование услуг оказывают факторы рынка, поэтому цены устанавливаются гибкие, дифференциация цен и применение гибкой системы скидок. Спрос на услуги очень эластичен из-за природы самого продукта. На точность и эффективность ценообразования услуг действует ассиметричность информации. Связанно это с тем, что далеко не всегда потребитель имеет возможность рационально оценить рыночное предложение и спектр конкурентных продуктов.

Замечание 2

Природа цены на услуги оптовая, хотя их продажа ведется в розницу.

Цена в данной сфере рассчитывается различными методами. Например, билет в кино подразумевает расчет его цены на одно посещение. Она может рассматриваться, как совокупная йена стоимости работ – стоматологические услуги. Цены могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми, как в туризме. Есть еще абонементный вариант цены, увязывающий время и цену.

При этом со стороны государства может осуществляться регулирование этих цен, если сложилась естественная монополия. Цены так же могут носить сезонный характер, быть твердыми (фиксированными) и подвижными. Структура цен так же не однородна. В зависимости от законодательных положений в них могут включаться будущие налоги.

Таким образом, ценообразование на услуги имеет много общего с ценообразованием на товары. Однако, специфичность самой услуги, вносит определенные особенности в процесс установления цен.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 12.10.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot