Первые научные труды по античной археологии
Впервые научную ценность артефактов прошлого осознал французский ученый Клод Пейреск (1580-1637 гг.). Он изучал классические статуи, архитектуру Древней Греции, а также произведения местных мастеров древнего Прованса.
Он первым указал на важность всестороннего изучения артефактов, на то, что нужно точно обмерять памятники архитектуры и точные копии античных скульптур в их гипсовых слепках.
В тот же период были предприняты первые попытки систематизировать накопленный археологический материал.
В 1603 году гейдельбергский профессор Грутер опубликовал сборник, в котором содержалось около 12 тыс. надписей, сделанных в основном на латинском языке. Этот труд привел внимание общественности. Ученые бросились на поиски древних надписей, что привело к новым открытиям.
Увлечение Античностью охватило Англию. Развитию археологии покровительствовал король Карл I. Граф Томас Арундель, собравший настоящую коллекцию античных скульптур, поручил голландскому ученому антиквару Франциску Юнию составить «Каталог художника», в который было включено рассуждение «О живописи древних». Там были собраны и подвергнуты критическому анализу рассуждения древних авторов об искусстве.
В середине XVII века во Франции возродилась идея Помпония Лэта, основателя первой Академии антиквариев, и для сбора и изучения шедевров античной культуры были основаны Академия надписей, Академия архитектуры и Академия живописи и скульптуры. Эти учреждения занимались организацией экспедиций и систематизацией накопленных археологических материалов.
Развитие античной археологии в XVIII-XIX веках
В 1733 году примеру Франции последовала Англия. В Лондоне было создано Общество дилетантов. Позднее такие общества стали появляться и в других европейских странах.
В России антикварное дело стало развиваться благодаря Петру I. В 1718 году он издал указ, согласно которому нужно было собирать древние надписи, оружие, посуду и любые другие необычные находки, а не только произведения искусства. Все находки поступали в Кунсткамеру.
В 1719 году был опубликован десятитомный труд бенедиктинца Монфокона (1655-1741). В своей работе автор предпринял попытку объединить весь накопившийся, но разрозненный антикварный материал путем воспроизведения античных памятников и обобщить результаты исследований антикваров различных стран.
В 1764 году Иоганн Винкельман издал главный труд своей жизни — «Историю искусства древности», ставшую первым примером научного подхода к изучению древних артефактов.
С этого времени древности стали считать одним из исторических источников, которые требовали изучения как часть всего культурного наследия прошлого человечества.
До этого любители антиквариата воспринимали древние вещи изолированно, сами по себе, а историки писали свои труды, опираясь на теории древних авторов и литературные источники.
Появление этой работы привело к тому, что античной археологии сначала в Европе, а потом и в России был присвоен научный статус.
В конце XVIII – первой четверти XIX века был совершен переход от путешествий археологов по миру к созданию музеев.
В 1806 году был открыт музей в Николаеве, в 1811 году – в Феодосии, в 1825 году в Одессе, а в 1826 году – в Керчи. Стали появляться археологи-профессионалы.
Так, в 1811 году к раскопкам приступил П.А.Дюбрюкс. Главой музеев в Одессе и Керчи стал И.П. Бларамберг.
В 1827 году в Петербурге была опубликована программа археологического изучения Северного Причерноморья под названием «Мысли относительно изыскания древностей в Новороссийском крае», автором которой был И. А. Стемпковский.
На смену «антикварианизму» пришла классическая археология, являющаяся частью целостного комплекса знаний об античности, который включал в себя изобразительное искусство, архитектуру, литературу, историческую географию, а также поэзию и историографию Древней Греции и Рима.
К 1825 году у российских археологов накопился большой багаж средств, методов организации для того, чтобы применить все это на практике, а именно на материалах античных памятников, найденных на территории России.
Археология понималась ее творцами только как наука о вещах, причем подо ними подразумевались произведения искусства. Они систематизировались, классифицировались, описывались и даже анализировались, но только вне их связи с историей. Вещественные памятники не рассматривались как исторические источники для познания человеческого прошлого.
Таким образом, постепенно археологические находки стали систематизироваться. Однако археология в то время еще не была наукой в современном понимании.