Женская пресса — это периодические издания, адресованные женской аудитории.
Дореволюционный этап развития женской прессы в России
Рассмотрение развития женских журналов в России целесообразно проводить в рамках следующих этапов: дореволюционного, советского и современного.
Дореволюционный этап развития женской прессы - с 1779 по 1917 годы. Причинами, которые обусловили начало развития отечественной женской периодики, стали перемены в социально-общественной и культурной жизни страны. В обществе усилилось внимание к музыке, литературе, театру и прессе. Кроме того, в моду входило светское образование. Интерес женской половины населения к литературе и чтению свидетельствовал о появлении сегмента аудитории женских журналов.
Первым женским журналом стал журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», основанный в 1779 году Н.И.Новиковым.
Это издание было литературным, выходило в виде сборников прозаических и поэтических произведений. Первый женский журнал заложил типологические и тематические основы женской прессы. Функционально-целевыми особенностями изданий для женщин стали:
- Главная цель - воспитание и развлечение аудитории;
- Главный предмет тематики – чувственно-эмоциональная сфера деятельности человека;
- В состав редакции входили авторы-женщины;
- Существенный типологический компонент – оформление.
В первой половине 19 столетия были открыты такие женские журналы, как: «Кабинет Аспа-зии», «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми», «Лучи», «Дамский журнал». Все перечисленные журналы были литературными. Но кроме них, издавались еще и журналы мод, рукоделий, домоводства, например: «Модный вестник», «Магазин английских, французских и немецких новых мод», «Гирлянда», «Ваза». В этих журналах размещалась информация о стиле и моде, рукоделии, домоводстве.
Рисунок 1. "Дамский журнал". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее востребованными журналами оказались издания, адресованные женщине-жене, матери и хозяйке. Этим самым была определена одна из ключевых особенностей женских журналов – их направленность на личные, внутрисемейные интересы аудитории.
Под влиянием ряда экономических и социальных факторов во второй половине 19 – начале 20 века в женских журналах произошел ряд изменений. Изучение крестьянской проблемы выдвинуло целый ряд тем, связанных со свободой личности: влияние образования и воспитания на культурно-экономический прогресс и определение возможностей человека, которые вытекают из права на саморазвитие и самоопределение. В связи с этим был поднят женский вопрос. Тип женского литературного журнала сменился литературно-общественным. В этот период начали печататься такие журналы, как «Друг женщины», «Рассвет», «Женский вестник». Эти издания не ограничивались задачей воспитания аудитории, а были нацелены на формирование мировоззрения.
В группе журналов домоводства, моды, литературы, рукоделий тоже наблюдались типологические изменения: вводились новые рубрики и разделы, увеличился объем иллюстративного материала. Открылись такие издания, как «Русская хозяйка», «Модный свет», «Русский базар», «Модный магазин», «Новый русский базар». Расширилась и структура женской прессы.
В начале 20 века женская пресса разделилась на массовую и политическую. Главными причинами, обусловившими возникновение массовых женских журналов литературно-общественного направления стали:
- Развитие технического прогресса;
- Капитализация общества;
- Коммерциализация прессы;
- Распространение женского образования.
Популярными женскими журналами этого периода являются: «Дамский мир», «Женщина», «Журнал для женщин», «Мир женщины».
Рисунок 2. "Дамский мир". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Советский этап
Организацией женских журналов советская власть озаботилась в 20-е годы. Основным типом женского журнала стал массовый общественно-политический журнал для женщин. Деятельность журналов координировалась специальными постановлениями партии. В центральной женской прессе выделялись общественно-политические издания для работниц («Работница»), женщин-партработников («Коммунистка»), крестьянок («Крестьянка», «Батрачка»).
Рисунок 3. "Крестьянка" Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме центральных женских журналов стали выпускаться местные женские издания.
Советская женская пресса 1930-х голов была направлена на освещение экономических и политических процессов, которые происходили в стране. Основными темами стали индустриализация и коллективизация. Изменились цели и задачи женского коммунистического движения.
В 1945 году появился журнал «Советская женщина». К началу 196-х годов в СССР сформировалась система женской периодической печати, представлявшая собой совокупность женских изданий, выходивших на всех уровнях – центральном, республиканском, автономном.
В середине 1980-х годов в женских изданиях произошла типологическая модификация. Главными приоритетами стали ориентация на оказание помощи женщине. Появились приложения для семьи, рубрики по воспитанию, рукоделию, домоводству, психологии.
Современные женские журналы
На современном российском рынке сложилась определенная типология женских журналов. В. Смеюха выделяет следующие типы женских изданий:
- Социально-бытовые («Крестьянка», «Работница»);
- Феминистские («Женское чтение»);
- Элитарные («Harper’sBazaar», «Cosmopolitan»);
- Семейно-бытовые («Домашний очаг», «Лиза», «Натали»);
- Профессиональные («Секретарь», «Сестринское дело»);
- Литературные («Берегиня»);
- Специализированные по интересам («Диана моден», «Бурда моден», «Золушка вяжет»).
По предметно-тематической направленности современные женские журналы делятся на универсальные и специализированные. Универсальные женские издания затрагивают широкий спектр тем – взаимоотношения полов, мода и образ, положение и роль женщины в обществе, бытовые советы, благотворительность и т.д.
Специализированные женские журналы направлены узкой аудитории или посвящены определенной проблематике. Это журналы для будущих мам и матерей («Беременность и роды», «Мама и малыш», «Мама и я»), журналы о семье, журналы для женщин определенного возраста («Пенсионерочка»), журналы о здоровье, красоте («Красота и здоровье», «Похудей!»), журналы о моде, о психологии («Психология и я»), о светской жизни («Атмосфера», мировоззренческие («Мусульманка», «Славянка»), прикладные по интересам ( «Шитье и крой», «Вязание»), эзотерика и магия (Магия и жизнь»), издания профессиональных групп, рекламные каталоги.
Первое место по популярности занимают глянцевые журналы, которые формируют стереотипы в системе ценностей женщины, задают особые стандарты.