История желтой прессы
Желтая пресса, так ныне популярная, имеет и второе более звучное название – бульварная пресса. Желтая пресса – это обозначение печатных изданий, которые распространяются по низким ценам и имеют основную специализацию о сенсациях и слухах, скандалах и сплетнях преимущественно о знаменитых людях. Чаще всего информация, опубликованная на станицах этого издания, носит сугубо развлекательный характер.
Сейчас существует несколько версий происхождения желтой прессы:
- От цвета, на котором новости печатаются. Ранее бумага использовалась слегка желтая, так как имела более низкую стоимость для типографий.
- В результате существования комикса о желтом малыше, который периодически издавался в Нью – Йорке в 1896 году. Этой версии историки придерживаются чаще.
В период зарождения массовой культуры появляются такие издания как: «The New York Sun» и «The New York Herald», которые публикуют нестандартную информацию для читательской аудитории: насилие, освещение скандалов, мотивы смерти, преступления и прочие. Сначала читатели насторожено отнеслись к появлению подобных изданий, но позже полюбили их и стали регулярно приобретать на бульварах.
Русская желтая пресса
До периода перестройки все периодические печатные издания подвергались жесткой цензуре, это и приводило к ограничению желтых изданий. После объявления гласности, которая произошла также во время периода Перестройки, некоторые газеты дали себе вольность. Печатные издания стали применять те приемы, которые заимствовали у иностранных коллег. В итоге тиражи изданий возрастали в несколько раз ввиду имеющегося на них потребительского спроса.
Первыми представителями желтой прессы в России стали таблоиды «СПИД – Инфо» и «Экспресс – газета», которые появись в 1990 году. Также свою популярность получил и еженедельник под названием «Мегаполис – экспресс». Среди представителей профессии журналиста можно отметить таких людей, как: Отар Кушанашвили, Игорь Григорьев и Слава Могутин. Со временем количество желтой периодики возрастало, и на смену некоторым изданиям пришло крупное периодического ежедневное издание под названием «Комсомольская правда» с общим тиражом 35 млн. экземпляров. В этот же период отмечается бурный рост рекламы на страницах желтой прессы.
Общественная коллегия по жалобам на прессу в 2009 году признает желтым изданием и периодическую газету «Известие». Стоит отметить, что и издание «Коммерсантъ», являющееся качественной газетой, стало допускать в своих публикациях некоторую распущенность, и заметно терять своего читателя. Подобные изменения претерпевает и периодическое издание под названием «Московский комсомолец».
Типологические черты желтой прессы
Современность выделяет следующие черты, которые присуще исключительно желтой периодике:
- Сенсационность. Только сенсационные новости могут претендовать на эксклюзивность.
- Доминирование визуальной части над текстовым составляющим материала. Большое количество фотографий гарантирует успех периодическому изданию.
- Тематический эклектизм.
- Эпатирующее освещение тем, на которых нанесено табу.
В зависимости от современных типоформирующих признаков выделяются четыре вида желтой прессы:
- Во-первых, промежуточные издания, которые относятся к качественной журналистике, но имеют наклонность к сенсационным новостям.
- Во-вторых, бульварные издания. Такие издания весьма банальны по своему содержанию, и они более меркантильны.
- В-третьих, желтые издания.
- В-четвертых, это полупорнографические или порнографические издания.