Особенности спортивной журналистики
Спортивная журналистика – это один из типов журналистики, где предметом отображения является информация о спортивных мероприятиях и событиях, подробный сбор, обработка и дальнейшее распространение.
Многие средства массовой информации несерьезно относятся к подобным рубрикам, тем не менее, оставляют данную рубрику у себя на страницах издания. Все дело в том, что сегодня спорт привлекает все большее количество читателей, которые ненароком прочитают и остальную информацию.
В связи возросшим интересом общественности к здоровому образу жизни возрастает и количество изданий, которые пишут на спортивную тематику. Кроме того, появляется большое количество и телевизионных каналов, на которых круглые сутки транслируются спортивные состязания, показывают интервью со спортсменами, экспертами и так далее. Сегодня спортивная журналистика является одним из перспективных направлений средств массовой информации.
Для спортивного журналиста весьма важны:
- смекалка,
- оперативность действий,
- внимательность,
- готовность моментально реагировать на происходящее вокруг событий.
Отличным профессиональным качеством будет умение пользоваться современной техникой: диктофоном, фотокамерой, видеокамерой, а также прочими технологичными гаджетами.
История спортивной журналистики
Спортивный комментарий как отдельный жанр в журналистике появился сравнительно недавно. Прежде всего, его развитие напрямую связано с техническими развитиями средств массовой информации. На телевидении появляется звук и картинка, которые могут передаваться на большие расстояния без погрешностей.
Спортивный комментарий на радио появился в 20 – е годы, позже появляются радиобеседа и радиорепортаж. Первый радиорепортаж появляется в 1925 году, и транслируется с Красной площади, где происходят мероприятия, посвященные Октябрьским торжествам. В 40 – 50 годы в СССР спортивных комментаторов можно было пересчитать по пальцам одной руки: В. Набутов из Ленинграда, Ник. Шедов из Молдовии, В. Дубинин и В. Синявский из Москвы.
Годами позже появляется и телевизионная спортивная журналистика. В начале этого периода совершенно незаметно как потребительская аудитория отодвигается от радиовещания. Но только при помощи передачи картинки болельщик становится соучастником события. Причинами, которые оставляли интерес к радиовещанию можно назвать две:
- Отсутствие телевизора у большинства потребительской аудитории.
- Несовершенное качество, передаваемой картинки.
Довольно важной частью эволюции в трансляциях спортивных мероприятий становится появление крупного плана. Теперь все спортсмены максимально приближены к своему болельщику.
Подготовка спортивного журналиста
Магистерские и бакалаврские программы существуют на многих факультетах журналистики в стране. Программа обучения подразумевает не только изучение спортивных тем, но и базовые журналистские дисциплины. Кроме того, более широко изучаются такие дисциплины, как: история спорта, основные правила проведения спортивных состязаний разной направленности.
На занятиях и факультативах студенты получают современные знания относительно спортивной сферы не только на территории своей страны, но и за рубежом. Довольно значительное место в дисциплинах отводится: истории зарубежной и отечественной спортивной журналистике, история развития спорта, технология спортивного интервью и репортажа, методы и жанры спортивной журналистике в газете, на радио и телевидении и в Интернете.