Фотожурналистика — это особая форма журналистики, которая в качестве основного средства трансляции информации использует фотографию.
Становление жанра фоторепортажа
Фоторепортаж – неоднозначное понятие. Этим термином в современной журналистике обозначают:
- отдельный информационный снимок, сделанный репортажным способом;
- способ съемки;
- несколько фотографий, которые отражают развитие какого-либо события.
В отдельном снимке невозможно показать несколько моментов развития событий, отразить его ход. Отдельная фотография позволяет только зафиксировать один фрагмент события. Снимок с поясняющим текстом представляет собой фотозаметку.
История становления фоторепортажа тесно связана с развитием периодической печати. Фоторепортаж свои первые шаги сделал на страницах журналов.
Использование фотосерии ознаменовало новый этап в развитии фотожурналистики. К 1930-м годам был накоплен опыт создания фоторепортажа, однако специфика этого жанра только познавалась. В этот период стал отчетливо ясен путь развития фоторепортажа. Но ему еще предстояло уточнение своих границ, шлифовку изобразительно-выразительных граней. Как показывает практика периодической печати, познавательное поле фоторепортажа определилось не сразу.
Работа в журнале или газете от фотожурналистов требовала постоянного поиска соответствующей действительности, формы ее отображения. Одновременно им приходилось успевать за пишущими репортерами. Четче вырисовывалась особенность фоторепортажа – оперативность фиксации материала и его доставки на газетную полосу. Фотожурналистам приходилось учитывать требования периодической печати и отображать события сжато и быстро. Показательным в этом плане является фоторепортаж «В освобожденном Орле» А.Устинова, который был напечатан в августе 1943 года в газете «Правда». Автор в пяти снимках отобразил жизнь города после того, как враг покинул его.
Авторы фоторепортажа часто указывали не только день съемки, но и время съемки. Это делалось для того, чтобы повысить убедительность фоторепортажа. Газета видела содержательный момент и в лаконичности отображения событий, и в оперативности информирования. Запоздалые новости считались малоэффективными средствами влияния на массовое сознание. Поэтому фотожурналистам приходилось учиться быстро откликаться на актуальные события дня.
Фотожурналисты учились в своих фоторепортажах не только фиксировать фрагменты реальной жизни, но и выражать свое отношение к ним.
Фоторепортаж относится к группе информационных жанров. Однако это не значит, что фоторепортаж только протоколирует реальную действительность. Фотожурналисты одновременно с показом реальности дают ей свою оценку, анализируют ее.
Современный фоторепортаж опирается на опыт иллюстрирования в печати и получает дальнейшее развитие. Фотожурналисты стремятся уйти от протокольного показа событий, что повышает содержательность публикаций. В современном фоторепортаже существенным является публицистический элемент.
Современный фоторепортаж сочетает в себе пространственно-временную определенность и выразительность отображения действующего лица приобретает черты, которые сближают его с фотоочерком.
Тенденции современного развития жанра фоторепортажа заключаются в усилении психологической нагрузки фотографий, в стремлении выразить кроме действий еще и чувства и мысли.
В снимках фоторепортажа передается не только физическое движение, но и духовное развитие.
Особенности фоторепортажа
Появление фоторепортажа было обусловлено потребностью информирования массовой аудитории о природных и общественных реальностях, зарождавшихся на глазах у журналиста. Главное назначение фоторепортажа – отображение событий реального мира. Главное в фоторепортаже – способность выявить в общественной жизни интересное событие и донести его до читателя. действительность в развитии отображается при помощи последовательной фиксации ее различных моментов. Одной из жанровых особенностей фоторепортажа, таким образом, является многокадровый изобразительный ряд, который дает возможность дать максимально полную информацию об объекте съемки.
В фоторепортаже можно выделить фабулу и сюжет. Фабула предоставляется действительностью, а сюжет выстраивается автором. Как правило, в фоторепортаже снимок занимает свое естественное, хронологически определенное место. То есть для жанра фоторепортажа характерно соотношение сюжета и фабулы. Фиксируемый в фоторепортаже фрагмент жизни предстает как законченное действие, то он имеет и фабульное завершение. Поэтому в публикациях этого жанра значимость приобретают пространственные и временные координаты отображения. Объем содержания фоторепортажа обусловлен формой.
Фоторепортаж проникает во все сферы человеческой деятельности. Он может с одинаковым успехом отобразить и научную деятельность, и учебу, и физический труд, и отдых. Фоторепортаж может отобразить положительные стороны или акцентировать внимание на недостатках. Неограниченная широта тематики фоторепортажа характеризуется оперативностью ее отображения.
Работающий в жанре фоторепортажа журналист должен постоянно держать в поле своего зрения новое и фиксировать его в процессе развития. Затем снятый материал необходимо быстро донести до аудитории.
Фоторепортаж обладает качествами, характерными информационным жанрам. Фоторепортаж отвечает на те же вопросы, что фотозаметка – что, где, кто, как?
Однако для фоторепортажа главным вопросом является ответ – как? А изобразительный ряд с текстом позволяет читателю проследить вместе с журналистом развитие события.
Важно строить фоторепортаж обдуманно, недопустимо, чтобы он состоял из случайных снимков и малоинформативного, «дежурного» текста. В фоторепортаже важно выразительно показать все фрагменты события. Но при этом текст нельзя считать второстепенным компонентом, так как он тоже несет содержательную нагрузку. Текст, комментирующий фотографии, должен быть написать в репортажной форме, быть ярким, наглядным, а также передавать эффект присутствия автора на месте событий.