Медиатекст - это текстовое сообщение любого медийного жанра.
Виды СМИ
СМИ имеют общие характеристики и функции, однако несмотря на это, каждый их вид имеет свои особенности, которые проявляются в процессе массово-информационного воздействия на социальное настроение и массовое сознание граждан. В структуру СМИ входят:
- Печать,
- Телевидение,
- Радио,
- Интернет.
Носителем информации, которая распространяется по каналам прессы, является печатный текст. В связи с этим определяются некоторые особенности воздействия отпечатанного текста на массовую аудиторию. Читатель получает возможность обзорного ознакомления сразу со всем номером издания - журнала или газеты. Затем он может вернуться к изданию для повторного чтения. Журнал или газету можно читать в транспорте, в перерывах, при этом не выделяя для этого специальное время досуга. Пресса создает для читателя комфортные условия, так как он может ознакомиться с информацией в соответствии со своими склонностями, своим темпом чтения, ритмом и последовательностью. Но при этих положительных качествах печати есть и ряд недостатков. К ним относится недостаточная оперативность прессы, а чтение материалов газет и журналов требует от читателя определенного уровня грамотности. Кроме того, пресса не имеет возможности оказывать воздействие на аудиовизуальные каналы восприятия, поэтому ее эмоциональное воздействие достаточно ограничено.
Пресса прежде всего рассчитана на аналитическое восприятие информации.
Радио с момент своего появлении и до наших дней остается устойчиво популярным видом СМИ. Оно является самым оперативным каналом информирования населения. Оперативность радио выше телевизионной. Радио очень удобно для использования, так слушателю для ознакомления с информацией не нужно отрываться от работы. Радиоинформация заполняет собой ниши, недоступные для заполнения информацией телевидения и прессы. Оно ориентировано на слуховое восприятие информации, поэтому оказывает на аудиторию сильное психологическое воздействие. Ассоциативность человеческого мышления приводит к тому, что слуховые образы переводятся в зрительные. На сегодняшний день радио является наиболее доступным видом СМИ с точки зрения возможности доставки информации и финансовых затрат. В силу абсолютной распространенности данный вид СМИ стал первыми средством массовой информации, тем самым способствуя созданию мирового сообщества. Но радио при всех своих достоинствах обладает и рядом недостатков. К ним можно отнести невозможность сохранения информации без специальных усилий. А отсутствие видеоряда приводит к быстрому отвлечению внимания слушателя.
Самым распространенным в наше время каналом массовой информации является телевидение. При этом оно имеет самое большое влияние на аудиторию. Телевидение охватывает широкие слои населения, многие из которых лишены влияния других видов СМИ.
Телевидение обладает возможность единовременного охвата широкой аудитории, проникать в любую точку пространств в пределах зоны действия передатчика. Кроме того, телевидение имеет возможность использования аудиовизуальных средств выразительности. Благодаря этому телевизионные образы воспринимаются легко большинством населения. А возможность прямого эфира, прямой передачи позволяет совместить одновременно само событие с его отображением на экране. Имеющая аудиовизуальное оформление телепрограмма, которая еще и разворачивается в режиме реального времени, повышает возможность информационного воздействия на аудиторию ввиду ее особой достоверности. Зрелищность телевидения существенно увеличивает возможности привлечения внимания аудитории и ее удержания за счет трансляции развлекательных передач. Благодаря возможностям монтажа можно использовать запись прямой передачи при создании другой программы с целью информационного воздействия на аудиторию. Телевидение использует весь спектр информации, вербальной и невербальной. При этом значение имеет не только содержание информации, но и то, кем и как она подана.
Недостатком телевидения является то, что для просмотра передачи необходимо выделить время, поэтому полноценное потребление информации сложно совместить с выполнением других задач. Телепередачи можно принимать только в зоне действия передатчика. А одновременная трансляция различными телеканалами разной информации ставит потребителя пере необходимостью выбора. Чрезмерное увеличение зрелищности приводит к снижению качества информации.
Одним из самых популярных видов современных СМИ является Интернет. Очевидна и интенсивность его распространения, однако говорить о массовости пока еще рано. Существуют точки зрения, которые доказывают, что Интернет пока не имеет необходимых характеристик для того, чтобы его можно было отнести к массовым коммуникациям. Хотя большой объем циркулирующей в сети Интернет информации, и большая включенность аудитории позволяет утверждать обратное и включать Интернет в структуру системы СМИ.
Основные принципы работы СМИ
Главными принципами деятельности СМИ, согласно закону «О средствах массовой информации», являются:
- Законность и достоверность информации;
- Равенство прав всех лиц, политических партий, государственных органов и т.д. на получение и распространение массовой информации;
- Уважение свобод и прав человека. СМИ должны обеспечивать соблюдение свобод и прав человека, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законодательными актами;
- Многообразие мнений. СМИ призваны обеспечить свободное выражение различных мнений, взглядов и их распространение;
- Соблюдение норм профессиональной этики журналистов и норм морали. Журналисты в ходе осуществления своей профессиональной деятельности должны неукоснительно соблюдать общепринятые нормы морали, придерживаться норм профессиональной этики.
- СМИ не должны допускать распространения информации, которая каким-либо образом посягает на нормы общественной нравственности.