Ведомственное издание – это издание, которое рассчитано на распространение и использование в рамках ведомства и содержит инструктивные, нормативные или иные материалы служебного характера, регламентирующие деятельность организаций и предприятий ведомства.
Отношение корпоративных и ведомственных СМИ
Как правило, ведомственное издание выпускается с грифом ведомства. В настоящее время границы понятия корпоративных средств массовой информации являются предметом споров в теории журналистики. Проблема заключается в толковании термина «корпорация». Ряд исследователей относят к корпоративным только издания коммерческих организаций, другие исследователи в это понятие включают также издания и некоммерческих организаций – учебных заведений, общественных объединений, религиозных общин и т.д.
Ряд профессиональных медиа исследователей предлагают основываться на принципе неразделенности корпоративных медиа и ведомственных и рассматривать ведомственные медиа в качестве структурных компонентов корпоративных СМИ. По мнению этих исследователей, ведомственные издания – это разновидность корпоративных медиа.
Некоторые исследователи предпринимают попытки типологического деления и даже противопоставления друг другу этих массивов периодики. Основным аргументом является то, что ведомственная пресса финансируется из муниципального или государственного бюджета, а корпоративная – из средств предприятия.
Но суть редакционных и издательских процессов это не меняет. Все попытки типологического разделения ведомственных и корпоративных СМИ скорее представляются искусственными, так как неясны различия в:
- Издательской практике;
- Постановке концептуальных целей и задач;
- Аудиторных подходах.
О этом говорит и значительная часть исследователей проблем СМИ. Они считают, что ведомственная пресса живет и развивается по тем же правилам и законам, что и СМИ бизнес-структур. По их мнению, корпоративную прессу благодаря названию традиционно изучают в рамках издательских проектов коммерческих организаций. Но на сегодняшний день существует необходимость расширения издательского пространства. Для того, чтобы выйти за рамки сформировавшейся дилеммы, исследователи предлагают компромисс в трактовке понятии корпоративных СМИ. В узком понимании корпоративные СМИ – это проекты коммерческих, деловых организаций, в широком – с добавлением публичного, некоммерческого сектора. Многие исследователи включают в структуру корпоративных изданий издания госучреждений и бывшие многотиражки.
Типология ведомственных СМИ
Есть несколько способов типологизации ведомственных СМИ. Так как ведомственные СМИ рассматриваются как структурный элемент корпоративных СМИ, то и типологизация их будет совпадать.
По каналам и способам распространения корпоративные СМИ подразделяются на печатные и электронные. Печатные СМИ:
- Корпоративная (ведомственная) газета;
- Корпоративный (ведомственный) журнал;
- Корпоративный (ведомственный) бюллетень;
- Информационная доска;
- Информационный лист.
- Электронные СМИ:
- Корпоративное (ведомственное) телевидение;
- Радиопрограммы;
- Корпоративные (ведомственные) интернет-ресурсы.
По степени самостоятельности при подготовке и выпуске ведомственные СМИ делятся на три категории:
- Издающиеся собственными силами ведомства;
- Издающиеся с помощью дочерних организаций;
- Издающиеся на аутсорсинге.
Функции ведомственных СМИ зависят от множества факторов. Среди основных факторов – аудитория. В этом случае функции внутриведомственных СМИ будут существенно отличаться от функций СМИ с внешней целевой аудиторией. Выделяют следующие функции корпоративных (ведомственных) СМИ для внутренней аудитории:
- Идеологическая. Через ведомственные СМИ формируется лояльное отношение сотрудников;
- Информационно-коммуникативная. Ведомственные СМИ предоставляют информацию как для руководителей о различных социальных проблемах, о настроениях работников и т.д., и для сотрудников.
- Интеграционная. Обмен информацией и мнениями с помощью СМИ позволяет создать атмосферу сплоченности и единства в коллективе;
- Просветительская. Ведомственное СМИ может стать важным средством повышения уровня профессиональных знаний сотрудников.
Функции корпоративных СМИ для внешней целевой аудитории:
- Имиджевая;
- Интеграционная. Все корпоративные СМИ стремятся объединить аудиторию вокруг себя;
- Информационно-коммуникативная. Все ведомства имеют несколько каналов информирования. Наиболее популярным каналом информирования является Интернет –сайт и электронные рассылки. Также среди каналов информирования популярны радио, новостные бюллетени, листовки.
Ведомственные СМИ в России
Ежемесячно аппаратами государственных органов власти выпускается около миллиона печатных копий изданий.
Корпоративные издания в государственном секторе – это важный канал внутренних коммуникаций.
Отдельные ведомства обладают значительными возможностями проведения своей информационной политики. «Большая министерская тройка» (Минобороны, МЧС и МВД) помимо печатных изданий располагает ТВ-каналами, содержит радио, интернет- и интранет-порталы, ведет видеотрансляции. Однако для внутренних коммуникаций используются издательские проекты. На долю МЧС, МВД и Министерства обороны приходится около 80% от общего объема выпускаемой прессы ведомств и министерств.
В системе ведомственных СМИ военные печать, телевидение и радио занимают относительно самостоятельное место. Именно они имеют большое значение в информировании и воспитании личного состава. Военные СМИ остались одним из инструментов государства для идеологической работы с военнослужащими. Это связано с тем, что большая часть СМИ, печатных и электронных, стали частной собственностью.
В военных СМИ выделяется ряд характерных проблем. Они разделяются на: объективные (социально-политические, экономические, духовные) и субъективные (слабая подготовленность журналистских кадров, отсутствие доработанной правовой базы ведомственной печати, сокращение количества печатных изданий, снижение тиражей).