Понятие радиовещания
Под радиовещанием понимается сложная технология передачи широкой аудитории определенной информации, что реализуется при помощи радиоволн, проводных сетей (тогда подобное радиовещание можно назвать проводным) или с использованием сетей с пакетной коммутацией (интернет-радио в компьютерных сетях).
Технологии вещания, эфирное радиовещание и интернет-радио
Существуют следующие технологии вещания:
- эфирное радиовещание. Вещание проходит с использованием радиопередатчиков (а приём передач – с применением радиоприёмников) какой-либо мощности, что способны передавать информацию на какой-либо частоте электромагнитного излучения;
- радиовещание на цифровом телевидении. Радиовещание, организованное на технологии передачи звука с помощью кодирования сигнала с применением цифровых каналов;
- проводное вещание. Однонаправленная передача звука от центральной вещательной станции к широкой аудитории посредством кабеля;
- интернет-радио. Возможность вещания в сети Интернет;
- спутниковое радиовещание. Радиовещание с использованием искусственных спутников Земли.
Одной из самых распространенных технологий вещания в настоящий момент является эфирное радиовещание. Главной характеристикой радиовещательной станции в этом случае является частота.
Также набирает обороты интернет-радио. Подобная возможность появилась совсем недавно - программное обеспечение радиовещания в Глобальной сети в реальном масштабе начало использоваться только к середине 1990-ых гг.
Технологически возможность интернет-радиовещания включает в себя следующие элементы:
- станция. Она создает аудиопоток из списка звуковых файлов оцифрованием с аудиокарты или копируя поток, что уже существует в интернете, и направляет его серверу;
- сервер. Сервером принимается аудиопоток от станции, и он отправляет его копии клиентам, что подключены к серверу;
- клиент. Клиент принимает аудиопоток от сервера и форматирует его в аудиосигнал для аудитории.
Журналистские особенности процесса радиовещания
Радиовещание любопытно реализацией передачи сигнала по принципу «от одного - ко многим» чаще всего по заранее известному расписанию.
Процесс радиовещания необходимо строить учетом некоторых особенностей, например, внутренних взаимосвязей между фрагментами эфирных материалов, логики материалов, аргументации и пр. Все эти особенности должны базироваться на законах звучащей речи, на психологических особенностях восприятия речи и музыки людьми.
Для радио имеет значение как то, что сказано, так и то, как это было сказано. Так для радиовещания характерны особые приемы обращения к слушателям, приемы влияния на них: логические ударения, паузы, усиления, темп речи, ее ритм и прочее.
Основными выразительными и формообразующими средствами радио выступают музыка, звучащее слово, монтаж и шумы. Все эти средства должны быть подчинены решению задачи журналиста, причем, любопытным вопросом является и вопрос связи всех этих компонентов, что всегда выбирается индивидуально в зависимости от идеи материала, особенностей стиля, подготовки радиожурналиста и пр.
В настоящий момент в радиоэфире можно найти большое количество диалоговых передач, например, программ, в которых журналист общается с гостями студии, беседует с дозвонившимися по телефону радиослушателями, берет интервью и пр. Это обуславливает высокую роль журналиста-ведущего в общении с аудиторией - он как бы фокусирует интересы слушателей только на себе самом, поскольку все остальные участники процесса не общаются со слушателями и не видны.