Скевоморфизм – это объект либо элемент дизайна объекта, выполненный как имитация другого материала или объекта.
Особенности дизайна журнальной периодики
Журнал является объектом графического дизайна, художественный образ которого требует постоянного стилевого развития. А периодичный характер предполагает отсутствие единого образа издания. Журнальный дизайн не тяготеет к стилевой определенности и законченности. В самой природе периодических изданий заложена вариативность, которая позволяет частично или полностью менять стилистический облик без ущерба для эстетической ценности.
При этом постоянный процесс преобразования журнального облика не является движением от низших форм к высшим.
Первое, на что обращает свое внимание читатель или потенциальный рекламодатель – это дизайн журнала. Фотография на обложке, цвет, шрифт заголовка формирует отношение к изданию еще до того, как будут прочитаны статьи и изучены данные о целевой аудитории. Цель дизайна периодического издания – сделать его привлекательным. Данную задачу выполняют не только художники. Удачный дизайн – это всегда результат сотрудничества всех служб издания. Дизайнер выражает цели и мысли издания на языке виртуальных образов.
Степень «красивости» в дизайне периодики отличается от рекламной. В СМИ больше, чем в другом визуальном творчестве, ограничений и правил. Однако именно это делает разработку дизайна журнальной периодики такой увлекательной.
Современные стили и направления дизайна журнальной периодики берут начало из направлений, сформировавшихся ранее.
Модернизм в дизайне
Модернизм, новая художественная эстетика 20 века, соединила в себе разные стилистические направления. Место традиции стала занимать мода, требующая от художников постоянных новаторских решений. Появление проблемы новизны и актуальности образа втянуло их в постоянную гонку, вызванную стремлением избежать повторения.
Основу модернизма составляет принцип стилистической цельности, который реализуется путем использования одного приема. Визуальная активность этого приема дополнительно усиливалась за счет отказа от необязательных элементов. Для модернизма характерны такие категории, как:
- Простота;
- Легкость;
- Вариативность;
- Отсутствие орнамента;
- Светоносность.
Особенно ярко проявление модернизма заметно в модных журналах. Для таких изданий поиск стильных, изысканных решений является первостепенной задачей. Такие журналы, как L'Officiel, Vogue, Harpers Bazar стали символами элегантности и моды.
Минимализм
Минимализм, входящий периодически в моду, является реакцией на избыточную многокомпонентность и декоративность предыдущих стилей. В 20-х годах 20 века на смену изобразительности и яркости пришел функционализм и де-стиль, очищенные от акциденции и декора.
Понятие минимализма появилось впервые в 1960-х годах. Однако стилеобразующую роль в дизайне журнальной периодики минимализм получил только в начале 21 века. раньше принцип очищения и упрощения был характеристикой дополнительной, то сейчас он является стилистическим камертоном большинства изданий. Независимо от техники иллюстрирования, гарнитуры, композиционного построения и цветовой гаммы дизайнеры используют элементы таким образом, чтобы их выразительность не вредила образу издания, не разрушала его.
Приоритет общего впечатления чистоты и легкости нашел отражение в изменении критериев оценки не только отдельных элементов, но и композиционных схем. В моду снова на смену поиска новых комбинаций и контрастных сочетаний вошли прозрачные решения, которые рассчитаны на восприятие издания целиком. Простая страница, которая состоит из одного текстового блока, усиливает выразительность полосной иллюстрации, противопоставленной ей, и придает большую изобразительность и значимость пропорциональным отношениям полосы набора и полей.
Таким образом, из журнала не исчез контраст, он перешел на новый уровень. В свою очередь, это выявило архитектоничные свойства страницы. Благодаря противоположности эстетическим идеалам прошлого минимализм получил признание. В современном дизайне стилистическая целостность, которая основывается на отказе от лишних элементов, становится не просто способом выделения из числа конкурентов, но и отражением нового понимания стильности и эстетичности.
Анализируя дизайн современных изданий, можно предположить, что стилистические направления в дизайне периодики так или иначе переплетаются и образуют новые тенденции и приемы.
Плоский дизайн
Для современных изданий характерен плоский дизайн.
Плоский дизайн – это минималистичный подход к дизайну объектов, подчеркивающий удобство их использования.
Такой дизайн в большей степени ориентирован на пользователя. Развитие плоского дизайна происходило в противовес концепции сквеморфизма. Плоский дизайн выступал против методов «реальной» визуализации объектов и за более упрощенные, эстетически простые решения.
Направление сквеморфизма стремится к воплощению реального внешнего вида объектов при помощи реалистичных текстур, градиентов, теней.
Концепция плоского дизайна впервые была применена компанией Microsoft. Именно от нее пошла тенденция к отказу от сверхреалистичных иконок в ПК, имитирующих металлы или стекло. То же самое в этот момент происходило и в периодике. Дизайнеры осознали новизну упрощенных иллюстраций и снабжали свои материалы простыми формами. Это веяние стало глотком свежего воздуха в дизайне журнальной периодики.
Свое название плоский дизайн получил из-за использования двумерной визуализации объектов. Здесь отсутствуют элементы, направленные на придание объемности и глубины – тени, градиенты, рефлексы, блики, текстуры. Элементы плоского дизайна передают только очертания реального объекта.
Переход к плоскому дизайну – это переход к лаконичным формам, отказ от ряда каналов восприятия и графических инструментов. Плоский дизайн – это успешное развитие тренда на минимализм.