Социальная журналистика – это вид журналистики, рассказывающей о социальной сфере
Социальная проблематика на телевидении
Особый интерес тележурналистики к изучению различных тематических повесток предопределяется изменением структуры медиарынка, которое произошло в постсоветскую эпоху, когда «читающая нация» стала телевизионной. А коммуникативная и выразительная специфика телевидения определяет его особую роль – «арены» социальных проблем. Социальная проблематика стала востребованной не только в аналитических, новостных выпусках, но и в новых телевизионных форматах, в том числе и в развлекательных – ток-шоу, реалити-шоу, скетчах, ситкомах, телесудах и т. д, которые продолжают традиции привычных жанров журналистики (интервью, репортажа, дискуссии, беседы, комментария, пресс-конференции) и методов (расследования, спровоцированной ситуации, наблюдения, эксперимента). Тележурналистика благодаря диффузии жанров приобретает новые выразительные возможности, и на телезрителя влияет весь «консолидированный контент».
Рассматривая возможности телевидения в контексте задач социальной журналистики необходимо отметить, что одни и те же особенности телевидения могут и способствовать их решению, и создавать препятствия. Например, телевизионная информация зрителем воспринимается целостно, но при этом фрагментарно, и это не способствует глубокому пониманию. А повторяемость, визуализация информационная насыщенность создают лишь иллюзию понимания смысла, так как формирует эмоциональное отношение к событиям и явлениям не позволяет воспринимать сообщения аналитически. Используемый в тележурналистике принцип драмы привлекает аудиторию и тем самым определяет высокую конкурентоспособность телевидения в освещении проблем социальной направленности по сравнению с остальными вилами СМИ. Телевидение вызывает сопереживание экранным героям, а это является важным фактором для восприятия социальной проблемы. Но одновременно с этим это способствует и преждевременному эмоциональному выгоранию аудитории.
Когда новые экономические условия производства медиаконтента стали одним из основных факторов на фоне активного развития новых телеформатов, начали развиваться другие, социально неоднозначные тенденции:
- Программы, социальные по материалу, становятся более развлекательными.
- Происходит увеличение доли программ развлекательного характера;
- Растет объем и число информационных программ;
- Происходит сокращение просветительского вещания;
- Уменьшается доля документальных передач и фильмов.
За время перехода от преобладания социально-политической составляющей к преобладанию коммерческих мотивов сложился особый характер современного отечественного телевидения, часто управляемого стремлением телекомпаний получить максимальную выгоду, а не желаниями учесть потребности и интересы общества.
На таком фоне формируется и стремительно развивается опасная тенденция – на экране много контента острой социальной проблематики, но ее эффективность низка, так как большая часть проблем забалтывается или играет роль «приманки» для зрителя и превращается в своеобразное развлечение. Форматы, которые ранее были наполнены социальным пафосом (ток-шоу) постепенно деградируют. Одновременно происходит стремительное развитие так называемых «полезных» телеформатов: рекомендаций, инструкций, консультаций, которые призваны помочь преодолеть слабость социальной политики и необустроенность социального пространства.
Сами по себе эти программы полезны, однако фактически являются «паллиативными» методами решения насущных социальных проблем.
Противоречивая ситуация на телевидении и вокруг социальных проблем. Эти противоречия обусловлены нарастанием различий в групповых интересах и общественных потребностях, в том числе и провластных. С одной стороны, потребность в новых идея и подходах привела к появлению качественных программ, которые оставили след в истории отечественного телевидения. К таким программа можно отнести «Жди меня», «Народ хочет знать», «Основной инстинкт», «Центральное телевидение». Но с другой стороны, новостные программы становятся все более тяготеющими к демонстрации достижений власти, все более селективными, что в периоды избирательных кампаний принимает стилистику и черты советского пропагандистского прошлого. И параллельно с этим коммерческая составляющая, развлекательность, борьба за рейтинги часто перекрывают другие тенденции. Ряд специалистов в этом видит политическую составляющую: обилие зрелищ они рассматривают как стратегию зомбирования и оглупления, уводящую от дискуссий по социальным проблемам.
Программы Первого канала
Программы Первого канала представляют собой наиболее типичные форматы современного телевидения, в которых представлена социальная проблематика. В этих программах отразились и широкие потенциальные достижения и возможности, и эффекты, которые с позиций общественного мнения сложно считать позитивными.
Программа «Время». Как правило, в универсальных выпусках раздел «Общество» представлен 2-5 эпизодами. Социальное здесь представлено в основном в виде отчетов о мероприятиях социальной политики, о визитах руководства на предприятия, в информационных сообщениях о чрезвычайных ситуациях и их последствиях.
«Человек и закон». Эта общественно-политическая программа выходит на протяжении более тридцати лет. В программе освещается спектр проблем и вопросов, с которыми ежедневно сталкивается человек не только с точки зрения права, и с позиции нравственности. Программа ориентирована на рядового зрителя и следит за судьбами простых людей, которые оказались в ситуациях беззакония и несправедливости.
Среди развлекательных программ выделяется программа «Пока все дома», выходящая почти 20 лет. Это программа о жизни и семье, о родителях и детях. На протяжении всего периода своего существования программа пытается противостоять информационной катастрофичности и негативу. Это один из немногих примеров, где удалось объединить разные начала – социогуманитарное, информационное, деятельное, развлекательное.