Формы взаимодействия слова и изображения на газетной полосе
В периодике журналистский материал является визуальной конструкцией, которая может состоять как из только вербального сообщения, так и из комплекса «изображение плюс текст». Однако читатель в любом случае воспринимает эту конструкцию в первую очередь визуально.
Донесение информации до читателя – задача любого журналистского текста. В процессе развития средств массовой информации их создатели думали над тем, как оптимизировать этот процесс, как наиболее адекватно донести сообщение. И одним из первых шагов в этом направлении стало создание иллюстрированной периодики.
Иллюстрация является одним из способов создания у читателя визуального образа, который помогает зрительно представить облик героя публикации или событие, о котором говорится в текстовом сообщении.
Эти возможности существенно расширились после появления фотографии. В арсенале журналистики появился еще один мощный документальный инструмент, который однозначно свидетельствует о факте. Такая способность фотографии быстро подвинула ее с позиции иллюстрирования к информированию о происходящем. При этом текст стал выполнять комментирующую функцию. А комплекс «текст + фотография» стал широко распространенной разновидностью журналистского текста. Комплекс «заголовок + фотография + подпись к фотографии» эффективно работает на привлечение внимания. Фотография лучше запоминается и привлекает внимание.
Повествовательные функции изображения реализуются в различных сюжетно-серийных жанрах фотожурналистки, таких, как фотосерия, фоторепортаж, фотоочерк. Переход от одной фотографии к нескольким, по мнению французского исследователя Метца, это переход от фотографии к речи. Фоторяд, дополненный кратким словесным комментарием – это повествование, доступное широкой аудитории. Фоторяд, более того, часто не нуждается в комментарии и может быть понятен людям самых разных языковых культур.
В периодических изданиях основным жанром иллюстраций является фотография (фотопортрет, фотосерия, фоторепортаж, фотоочерк). Фотография должна соответствовать содержанию материла, быть профессиональной по качеству технического исполнения, по качеству оформления. Однако часто в периодических изданиях используется и графика (карикатуры, рисунки).
Существует еще одна разновидность иллюстрации в прессе – инфографика. Инфографика – это рисованные схемы, иллюстрации-схемы, карты, диаграммы. Инфографика делает наглядными и переводит на язык зрительных образов самые сложные ситуации, объяснить которые только словами очень сложно.
Таким образом, в печатных СМИ наиболее распространенными разновидностями журналистского текста являются:
- Словесное изображение;
- Инфографика;
- Фотоизображение плюс комментарий.
Одна из самых важных характеристики серийных фотографических жанров, в том числе фоторепортажа и фотоочерка – это единая тематическая сюжетная связь. Для того, чтобы эта связь появилась, нужно знать архитектонику жанров, основу которых составляет монтаж фотографий, при помощи которого устанавливаются смысловые, структурные, эстетические, эмоциональные связи. Начинается монтаж с процесса отбора фотографий для печати. После того, как наиболее удачные кадры выбраны, они передаются бильдредактору. Как правило, фотографии редко бывают равнозначными – некоторые из них более существенны для реализации идеи, другие выполняют лишь роль вспомогательного средства.
Фотография в газетном материале
Природа фотографии двойственна. Она, с одной стороны, является объективным свидетельством реально происходящих явлений и фактов. С другой стороны, фотография – это субъективная оценка этих явлений и фактов собственно фотографом. Привычное деление фотографий на художественные и документальные имеет смысл только тогда, когда по каким-то причинам требуется отметить явное преобладание только одного из этих начал.
С наступлением эпохи цифровых технологий способ подготовки иллюстраций существенно упростился. Теперь редакции благодаря высококачественному компьютерному оборудованию имеют большую возможность для творчества при создании газетной полосы.
Фотоиллюстрации на сегодняшний день являются неотъемлемой частью графического облика газеты и обладают сами по себе художественной ценностью.
Фотографии несут дополнительную информацию, привлекают внимание к материалу, передают атмосферу или настроение событий, описанных в статье, разбивают текст, позволяют его изучить. Фотография в газете может выполнять различные функции. Она иллюстрирует, сопровождает текстовой материал и неразрывно связана с текстом.
Большое значение со временем получает самостоятельная иллюстрация. Иллюстрация – это вид газетного материала, который сообщает о событии или явлении так же, как и текстовой материал. Такая фотография благодаря своей наглядности обладает силой воздействия на аудиторию. Однако в чистом виде термин «иллюстрация» может быть применен только к тем рисункам и фотографиям лишь в книжном оформлению. В журналах и газетах говорят об изобразительных элементах или изобразительном материале. Поэтому большинство изобразительных материалов приходилось рассматривать в двух аспектах:
- Как самостоятельное журналистское произведение;
- Как элемент оформления.
Каждая фотография имеет свою историю. Фотография может как улучшить, так и ухудшить оформление газеты. Вид газетной полосы, ее восприятие аудиторией зависит от того, как газета помещает это фото. Задача редактора – отбор материала и выбор соотношения текста и иллюстраций. Плох иллюстрированная газета с экономической точки зрения оказывается в невыгодном положении.
В последнее время все чаще появляются газетные издания, в которых визуальная, изобразительная информация равнозначна информации вербальной. Яркие крупные фотоиллюстрации на полосах газет занимают не меньшее место, чем тексты.