Журналистика – это часть системы массовой коммуникации, в которой информация адресована неограниченно широкой аудитории.
Информация в журналистике: критерии поиска и отбора
Задача журналистки – освещение событий, происходящих в мире, информирование об актуальных, интересных событиях текущей реальной действительности. Но далеко не все, что в мире происходит, может и должно быть удостоено внимания прессы. Критериями отбора новостей для публикации в СМИ являются:
- Значение события (это событие касается многих или всех);
- Масштаб события (число участников или крупная сумма денег);
- Участие знаменитостей в событии;
- Близость события;
- Трагичность либо курьезность события.
Но при этом крайне важно также выяснить место журналисткой информации среди всей остальной.
Журналистская информация всегда обязательно связана с людьми. В тех же случаях, когда что-то происходит с животными, растениями и т.д. эта информация становится журналисткой только тогда, когда автор информационного сообщения находит связь между событием и жизнью людей. Необходимо отличать журналистскую информацию от информации научной. Открытие ученого лишь тогда становится интересным для журналиста, когда имеются основания полагать, что данное открытие каким-то образом изменит жизнь людей. К примеру, после изобретения нового процессора снизится цена компьютеров.
Кроме того, журналистика, является элементом системы массовой коммуникации, в котором информация адресована широкой аудитории. При остальных видах коммуникации (специальной, межличностной) аудитория всегда четко очерчена. Из этого проистекает основное требование к журналисткой информации. Она всегда должна быть интересна большой аудитории, другими словами, выходить за границы интересов одной организации, семьи или группы.
Журналистская информация всегда является привязанной к текущему моменту. Журналист в своем материале всегда должен обосновывать, почему эта информация публикуется именно сейчас, в данный момент.
Журналистская информация всегда должна быть новой и не банальной. Если информация уже известна аудитории, то незачем ее публиковать повторно. Это утверждение не означает, что если в одном СМИ было сообщение о каком-то событии, например, о крушении самолета, другим СМИ не следует сообщать об этом. Но необходимо не дублировать уже имеющуюся информацию, а добыть новую по этой же теме – о людях, о подробностях события и т.д. Материалы без этого – плохая работа.
Еще одно требование к журналисткой информации – она должна быть понятной любому человеку, не имеющему специальной подготовки. Это означает, что заметка, статья должна быть написана простыми словами, известными всем взрослым носителям языка. В журналистском материале все используемые термины необходимо расшифровать, объяснить, чтобы избежать ситуации, когда читатель неправильно понял какое-то слово или не понял его совсем. В этом заключается особенность языка журналистики. Язык журналистки выступает в роли посредника между сленгами разных социальных, профессиональных групп и делает эти сленги доступными, понятными всему социуму. Но при этом следует учитывать особенности целевой аудитории. Например, язык политического издания сильно отличается от языка издания молодежного.
Последние три особенности журналисткой информации Е. П. Прохоров, известный теоретик отечественной журналистки, определял как:
- небанальность,
- актуальность,
- декодируемость.
Также он рассматривал журналистскую деятельность как направленную на содействие происходящим в обществе изменениям. Журналист фиксирует происходящее в обществе, оценивает, сравнивает с идеалом и затем дает свою рекомендацию по улучшению. Однако, такая задача характерна не для всей журналистики, а только для некоторых ее видов.
Источники информации
Только в части журналистских материалов можно встретить управляющую информацию, то есть информацию, побуждающую к какому-то конкретному действию. Например, управляющей информацией является прогноз погоды. Если сообщается, что ожидается дождь, человек возьмет зонт. Если же сообщается о похолодании, то потребитель этой информации оденется теплее. Если в журналисткой публикации сообщается, например, о девальвации рубля, то аудитория подталкивается к переводу своих сбережений в иностранную валюту. Если же в публикации есть сообщение о неурожае гречки, то аудитория увидит в этом повод покупать крупу про запас. В публикациях, где рассказывается о том, как решаются проблемы граждан, управляющей информацией является призыв не протестовать граждан против главы государства, а также отдать за него свой голос на очередных выборах.
Значительное количество журналистских материалов не содержит управляющей информации. Например, в сводках происшествий или светской хронике. Из этих публикаций аудитория получает эмоции, которых часто не хватает в обычной жизни.
Под источниками информации в журналистике понимается субъект деятельности либо объект события, с которыми журналист взаимодействует с целью получения необходимой информации.
Одним из источников информации является документ. Общение журналиста с документальными источниками начинается с поиска. На практике журналисты часто сталкиваются с отказами от доступа к документам. В этих случаях следует искать обходные пути, найти способ убедить людей оказать помощь журналисту.
Ключевым звеном в системе источников информации является человек. В американской научной традиции он классифицируется как «живой источник». Одним из методов, используемых журналистом в работе с человеком как источником необходимой информации, является интервью.
Интервью – это непосредственное общение с людьми, которые обладают необходимой информацией или имеют непосредственное отношение к ситуации. Как правило, это фактические данные, мнение по какому-либо поводу, знания в определенной области, комментарий или объяснение какого-то события, прогнозы.