Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реконструкция журналистского поиска

Определение 1

Журналистика – это часть системы массовой коммуникации, в которой информация адресована неограниченно широкой аудитории.

Информация в журналистике: критерии поиска и отбора

Задача журналистки – освещение событий, происходящих в мире, информирование об актуальных, интересных событиях текущей реальной действительности. Но далеко не все, что в мире происходит, может и должно быть удостоено внимания прессы. Критериями отбора новостей для публикации в СМИ являются:

  • Значение события (это событие касается многих или всех);
  • Масштаб события (число участников или крупная сумма денег);
  • Участие знаменитостей в событии;
  • Близость события;
  • Трагичность либо курьезность события.

Но при этом крайне важно также выяснить место журналисткой информации среди всей остальной.

Журналистская информация всегда обязательно связана с людьми. В тех же случаях, когда что-то происходит с животными, растениями и т.д. эта информация становится журналисткой только тогда, когда автор информационного сообщения находит связь между событием и жизнью людей. Необходимо отличать журналистскую информацию от информации научной. Открытие ученого лишь тогда становится интересным для журналиста, когда имеются основания полагать, что данное открытие каким-то образом изменит жизнь людей. К примеру, после изобретения нового процессора снизится цена компьютеров.

Кроме того, журналистика, является элементом системы массовой коммуникации, в котором информация адресована широкой аудитории. При остальных видах коммуникации (специальной, межличностной) аудитория всегда четко очерчена. Из этого проистекает основное требование к журналисткой информации. Она всегда должна быть интересна большой аудитории, другими словами, выходить за границы интересов одной организации, семьи или группы.

Замечание 1

Журналистская информация всегда является привязанной к текущему моменту. Журналист в своем материале всегда должен обосновывать, почему эта информация публикуется именно сейчас, в данный момент.

«Реконструкция журналистского поиска» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Журналистская информация всегда должна быть новой и не банальной. Если информация уже известна аудитории, то незачем ее публиковать повторно. Это утверждение не означает, что если в одном СМИ было сообщение о каком-то событии, например, о крушении самолета, другим СМИ не следует сообщать об этом. Но необходимо не дублировать уже имеющуюся информацию, а добыть новую по этой же теме – о людях, о подробностях события и т.д. Материалы без этого – плохая работа.

Еще одно требование к журналисткой информации – она должна быть понятной любому человеку, не имеющему специальной подготовки. Это означает, что заметка, статья должна быть написана простыми словами, известными всем взрослым носителям языка. В журналистском материале все используемые термины необходимо расшифровать, объяснить, чтобы избежать ситуации, когда читатель неправильно понял какое-то слово или не понял его совсем. В этом заключается особенность языка журналистики. Язык журналистки выступает в роли посредника между сленгами разных социальных, профессиональных групп и делает эти сленги доступными, понятными всему социуму. Но при этом следует учитывать особенности целевой аудитории. Например, язык политического издания сильно отличается от языка издания молодежного.

Замечание 2

Последние три особенности журналисткой информации Е. П. Прохоров, известный теоретик отечественной журналистки, определял как:

  • небанальность,
  • актуальность,
  • декодируемость.

Также он рассматривал журналистскую деятельность как направленную на содействие происходящим в обществе изменениям. Журналист фиксирует происходящее в обществе, оценивает, сравнивает с идеалом и затем дает свою рекомендацию по улучшению. Однако, такая задача характерна не для всей журналистики, а только для некоторых ее видов.

Источники информации

Только в части журналистских материалов можно встретить управляющую информацию, то есть информацию, побуждающую к какому-то конкретному действию. Например, управляющей информацией является прогноз погоды. Если сообщается, что ожидается дождь, человек возьмет зонт. Если же сообщается о похолодании, то потребитель этой информации оденется теплее. Если в журналисткой публикации сообщается, например, о девальвации рубля, то аудитория подталкивается к переводу своих сбережений в иностранную валюту. Если же в публикации есть сообщение о неурожае гречки, то аудитория увидит в этом повод покупать крупу про запас. В публикациях, где рассказывается о том, как решаются проблемы граждан, управляющей информацией является призыв не протестовать граждан против главы государства, а также отдать за него свой голос на очередных выборах.

Значительное количество журналистских материалов не содержит управляющей информации. Например, в сводках происшествий или светской хронике. Из этих публикаций аудитория получает эмоции, которых часто не хватает в обычной жизни.

Под источниками информации в журналистике понимается субъект деятельности либо объект события, с которыми журналист взаимодействует с целью получения необходимой информации.

Одним из источников информации является документ. Общение журналиста с документальными источниками начинается с поиска. На практике журналисты часто сталкиваются с отказами от доступа к документам. В этих случаях следует искать обходные пути, найти способ убедить людей оказать помощь журналисту.

Ключевым звеном в системе источников информации является человек. В американской научной традиции он классифицируется как «живой источник». Одним из методов, используемых журналистом в работе с человеком как источником необходимой информации, является интервью.

Интервью – это непосредственное общение с людьми, которые обладают необходимой информацией или имеют непосредственное отношение к ситуации. Как правило, это фактические данные, мнение по какому-либо поводу, знания в определенной области, комментарий или объяснение какого-то события, прогнозы.

Дата написания статьи: 29.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot