Путевые заметки – это заметки путешественника, содержащие в себе описание дорожных происшествий, дорожные впечатления и наблюдения.
История становления и развития жанра путевой заметки
Жанр путевой заметки имеет давнюю традицию. Наиболее ярко интерес к этому жанру был выражен в эпоху романтизма. 19 век – это время формирования наций, создания коллективных идентичностей, которым для самоопределения были нужны другие группы культуры.
Путевые заметки претендуют на сообщение читателю новых сведений о других странах.
Путевая заметка является одним из наиболее живых, ярких, интересных, но при этом самых трудоемких публицистических жанров.
На Руси таким запискам придавали большое значение, в связи с этим в литературоведении различают жанр древнерусских «хождений». Но истоки путевого очерка, ставшего популярным в 18 веке, следует искать не в «хождениях» А.Никитина - в развитие жанра путевых заметок существенный вклад внесла западная литературная традиция. Принято считать, что у истоков этого жанра стоят произведения Стерна, Смолетта и Свифта.
Зарождение жанра путевой заметки в России было связано с необходимостью познакомить русскую общественность с зарубежной жизнью. Эту задачу удалось решить Н.М.Карамзину, чьи «Письма русского путешественника» можно считать истоками русского путевого очерка.
Жанр путевой заметки прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.
К жанру путевых заметок стали прибегать многие писатели, например Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, А. Н. Радищев. В своих произведениях они делились мыслями о будущем России, поднимали актуальные проблемы современности, волновавшие умы российской интеллигенции.
Путевая заметка является одной из самых открытых форм выражения публициста. В ней автор вступает в непосредственное общение с читателем, излагая материал в свободной форме. Автор может соединять в одно элементы статистики, истории, естественных наук, делиться своими взглядами по тем или иным политическим вопросам, рассказывать о своих приключениях, делиться мыслями и чувствами. Публицист в любой момент может остановить ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, и вставить в произведение новеллу, лирическое отступление и т.д.
Революция 1917 года стала глубоким потрясением для жанра путевых заметок. Революция на первое место вывела другие ценности, нежели существовавшие в прежней России. Появились и новые разновидности жанров, такие как очерк о социалистическом строительстве, очерк о советской деревне.
Жанр путевых заметок продолжал развиваться, но после распада СССР он потерял популярность. Основная причина кризиса жанра, по мнению специалистов, заключалась во временном отказе от публицистики как журналистского метода. Пришедшая на смену советской печати журналистика сместила приоритеты. Ставка была сделана на информационные жанры, а путевым заметкам достойного места на газетной полосе не нашлось.
Но при этом жанр путевой заметки не забыт. Современные журналисты все чаще обращаются к этому трудоемкому и сложному жанру. Аналитика остро необходима современному российскому обществу. А путевая заметка эту аналитику может предоставить, поднимая острые проблемы современности. Однако аналитика в путевой заметке оформлена в яркую художественную форму.
Особенности путевой заметки
В советский период между жанрами печатной периодики существовали четкие границы. В современной журналистике эти границы постепенно стираются. Что касается жанра путевой заметки, то здесь никогда не существовало устойчивых форм. Поэтому подразделение этого жанра на разновидности является условным.
Автор путевой заметки во все времена должен был быть незаурядным исследователем. Многие писатели при этом для очерка выбирают непринужденную, свободную форму записи непосредственных впечатлений, ассоциаций, размышлений, возникших после встречи с той или иной действительностью. Но авторы свое повествование подчиняют единой теме, единому образу, четко выражают свое отношение к описываемым явлениям и дают свою оценку.
Качество путевой заметки во многом зависит от того, каким язык он написан. Точный, лаконичный, но при этом простой и образный язык позволяет даже самую сложную проблему, поднятую в очерке, сделать понятной, доходчивой для широкого круга читателей. И наоборот, даже самые яркие явления и факты становятся скучными и неинтересными, а самые точные и простые мысли непонятными, если о них написано неграмотно, запутанно.
Характерными чертами путевой заметки являются:
- Принцип жанровой свободы;
- Активная роль автора-путешественника, наблюдателя, участника событий, носителя определенного мировоззрения;
- Присутствие документальных элементов;
- Субъективность авторского подхода, вымысел как неотъемлемая часть жанра;
- Синтетичность жанра;
- Публицистичность;
- Дорога, маршрут как тематический и структурный стержень текста путевой заметки.
Авторы в жанре путевой заметки утверждают себя как интересные рассказчики. У них имеется максимум возможностей для того, чтобы выработать индивидуальный стиль.
Работа над путевой заметкой осуществляется в два этапа. На первом этапе, который является самым ответственным, автор фиксирует фактический материал, из которого затем ему нужно будет выбрать только яркие и важные, с его точки зрения, факты. Журналисту при этом не следует упускать мелочи, которые способны стать яркими художественными деталями и лучше описать суть явления.
Путевая заметка – это художественно-публицистическая модель реального мира. При этом реальная действительность в нем не просто фиксируется, а изображается в образах. Автор путевой заметки придерживается фактической основы и своим воображением моделирует картину фрагмента жизни. Именно в этом состоит ценность жанра путевой заметки.