Реалити-шоу - это развлекательная программа, в которой показываются действия людей в обстановке, приближенной к реальной.
Этические проблемы жанра реалити-шоу
Телевизионный жанр реалити-шоу сам по себе является низкосортным зрелищем для невзыскательной аудитории. Ярким примером является скандально известная передача «За стеклом», которая была снята с эфира за многочисленные нарушения норм общественной морали. Из той же серии «Дом», а затем «Дом-2». Реалити-шоу напоминает съемки скрытой камерой. В передаче отсутствует сюжет и сценарий, все всецело рассчитано на импровизацию. Зрителям предлагается следить за всеми событиями – кто с кем расстался, сошелся, поругался, из-за чего возник конфликт и т.д.
Появление первого реалити-шоу «За стеклом» вызвало бурные дискуссии об этичности таких передач. Однако жанр реалити-шоу, провокационный на первый взгляд, имеет традиционную морализаторскую природу. В этом случае на отрицательном примере демонстрируется, как не нужно себя вести, как портит человека известность и как вредит самовлюбленность. Однако за все годы существования реалити-шоу зрители уже настолько к ним привыкли, что на воспитательную функцию уже не обращают внимания и перестают понимать, что пример был отрицательным.
Важнейшей составляющей любого реалити-шоу является моральность. Это в первую очередь та морально-идеологическая пропаганда, редактура, сопровождающаяся человека всю жизнь. Тратятся колоссальные усилия на культивирование социального статуса того или иного персонажа, на демонстрацию элементов престижа либо, наоборот, маргинальности. Постоянно проводятся конкурсы, где девушкам и юношам предлагается проявить свою женственность или мужественность, показать голос, блеснуть актерским талантом и т.д.
В реалити-шоу наглядно демонстрируются культ морали, всеобщая телеология, позиция убедительного рассказчика, роль которого выполняет ведущий.
В реалити-шоу воплощается «типическое». То есть участникам реалити-шоу приходится соответствовать неким «типам». В связи с этим в реалити-шоу складывается хитрая ситуация. С одной стороны, участники отбираются именно как типы, но с другой стороны, их не лишают свободы действий. Однако что бы ни сделал участник шоу, он все равно будет типизирован на ежедневном обсуждении. Таким образом, ему все равно придется занять определенную нишу.
Герои реалити-шоу обладают свободой выбора, однако такая свобода лишь потенциальна, она никогда участниками не реализуется.
Популярность реалити-шоу связана с тем, что в них в определенной степени присутствует калька современного реального мира, в котором бесконечно релятивизированы традиционные ценности и не остается ничего, кроме веры в договор. Например, сегодня не брак, а брачный контракт заставляет супругов серьезно относится к совместной жизни. в реалити-шоу единственное, что имеет цену – это правила игры. Все остальные ценности, более или менее значимые, как правило, привлекаются задним числом для поддержания и оправдания этих правил.
Таким образом, реалити-шоу в педагогическом плане выполняет такие функции:
- Тиражирует определенные типы поведения;
- Проговаривает важные для осознания социального поведения проблемы;
- Моделирует определенные ситуации.
Значимым отличием реалити-шоу от остальных форматов является создание искусственной среды, в чем-то похожей на реальную; создание искусственной среды в определенном пространстве, но выполняющей специальные функции, важные для зрителя – обучения, посвящения человека в правила жизни в обществе и в семье. Такой эффективностью не обладает ни один телевизионный формат.
В основе сценария реалити-шоу лежит механизм ненавязчивого подталкивания зрителя от незнания, неумения, непонимания к знанию, умению и пониманию.
В английском шоу «Путеводитель» группа добровольцев подвергается пыткам, применявшимся американцами в Гуантанамо. Участников пытают, но они в любой момент могут это остановить, сказав «Хватит!». Затем зрителю показывают этого участника. Далее дают два интервью с ним – одно записано до проекта, второе – после. И если до участия в проекте участник говорил «Все правильно, нужно их пытать и мучить», то после у него мнение меняется, он говорит, что такое делать нельзя никогда и ни с кем. То есть, такое реалити-шоу воспитывает, и даже в нравственном плане лечит.
Эстетика реалити-шоу
В журналистику стилистика инфотейнмента пришла в качестве способа привлечения аудитории к актуальным темам и событиям. Со временем баланс развлечения и информации изменился. В телевизионном контенте развлекательный компонент определил движение от документального к художественному. Это проявилось и в использовании игровых методов, и в инсценировке документальных ситуаций, когда в репортажах и ток-шоу стали использоваться «подсадные» герои. Однако к персонажам телеигр, драмеди, ситкомов, ток-шоу и реалити-шоу применимо отношение, которое подобно отношению к героям «мыльных опер». Зрителю неважно, является ли история реальной или она придумана, перед глазами у него реальный персонаж или начинающий актер.
Современная визуализация, компьютерная графика, динамичный монтаж способны удержать внимание аудитории. Некоторым реалити-шоу присуща стилистика трэша, который пришел в практику отечественной тележурналистики в русле идей ее самосохранения. Такое явление объяснялось как «посттравматический синдром» журналистики.
Проводниками новой культуры стали гламур и глянец, которые активно используются в реалити-шоу. Кроме того, реалити-шоу присуща эстетика повседневной жизни, которая может сыграть немаловажную роль в способности субъекта обеспечить способность. Эстетика повседневной жизни – это один из способов борьбы с дезорганизацией.
Телевидение собирает, сохраняет, транслирует, а иногда и создает эстетические эталоны обыденного. Телеэкран при этом имеет большие возможности использования собственных систем выразительных средств для усиления эстетического элемента эталонов, прочно закреплять и в сознании телезрителя. А ориентация на красивые решения выполняет скорее терапевтические функции, нежели информационные. Подобная эстетика способна пробуждать положительные чувства, но при этом не затрагивать сознание. Повседневность, изображаемая в реалити-шоу, проживается «незаметно» и как правило не становится предметом осмысления.