Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Манипуляция аудиторией СМИ: феномен, механизмы, защита

Определение 1

Манипулирование аудиторией СМИ – это скрытое управление мнением людей.

Манипулятивные технологии на телевидении и в печатных СМИ

В настоящее время наиболее сильным техническим средством манипулирования общественным мнением является телевидение. Особенности манипулятивного воздействия телевидения:

  • Телевидение одновременно воздействует на слух и зрение, являющиеся важнейшими каналами восприятия;
  • Телевидение – наиболее массовое из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются вне влияния других типов СМИ;
  • Для телевидения характерна экранность, то есть передача информации при помощи движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Благодаря этому обеспечивается непосредственно-чувственное восприятие образов и их доступность широкой аудитории;
  • Для телевидения характерен личностный характер передачи информации (телезритель воспринимает выступление с экрана как обращение лично к нему);
  • Мгновенность передачи информации. Телевидение в аудиовизуальной форме сообщает о действии в момент свершения, что создает эффект присутствия телезрителя на месте событий. Это придает телевизионному сообщению документальность, реалистичность особую достоверность;
  • Простота информационной обработки. Аналитические и новостные программы может воспринимать совершенно любой человек, при этом не прилагая каких-то особенных усилий).
Замечание 1

Несмотря на то, что телеканалы различаются по формату, все они применяют схожие манипулятивные приемы.

Прием контрастности в практике телевидения широко используется в виде представления потребителю противоположных мнений, мнения какой-то известной личности среди мнений рядовых людей. Примером являются телепередачи, которые строятся на основе диалога двух политических противников (например, «К барьеру»).

Также контрастность может проявляться в использовании цвета. Например, сочетание темно-синего и красного вызывают удовольствие, желтого и красного – имеют сомнительный эффект, фиолетового и красного вызывают неудовольствие.

Еще одним важным приемом привлечения внимания аудитории является прием повторения. Этот прием позволяет увеличить число людей, внимание которых будет привлечено к событию или факту.

Прием «спираль умолчания» заключается в том, чтобы при помощи ссылок на сфабрикованные факты или опросы общественного мнения убедить граждан в необходимости поддержки требуемой политической оппозиции, организации, товара. Это заставляет тех, кто придерживается других взглядов под влиянием страха оказаться в социально-психологической изоляции умолчать о собственном мнении либо изменить его. В результате цепной реакции манипулятор достигает требуемого результата. Этот прием чаще всего применяется СМИ накануне выборов.

«Манипуляция аудиторией СМИ: феномен, механизмы, защита» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Нередко опросы общественного мнения недостоверны (например, интерактивный опрос телезрителей передачи «К барьеру»).

Существует ряд факторов, позволяющих журналистам осуществлять манипуляцию политиком и его высказываниями:

  • Ситуация, когда берется интервью;
  • Характер передачи. В прямом эфире политик защищен от искажения своих высказываний, но при этом он должен быть талантливым оратором.
  • Еще одним приемом манипулирования на телевидении является прием «непривлекательного ракурса». Для того, чтобы сформировать у зрителя отталкивающее чувство по отношению к кому-либо используются непривлекательные ракурсы показа.
  • Важную роль играет расположение сюжета в блоке сообщений. Информация, которая непосредственно направлена на изменение установок, должна располагаться перед другой. Лучше всего запоминается та информация, которая располагается в начале или в конце информационного блока.
  • Необходимое условие воздействия – речевое построение сообщения.

Это основные приемы манипулирования аудиторией телевидения, но на самом деле таких методов гораздо больше.

Многочисленные исследования подтверждают, что лучше всего воспринимается информация, представленная в письменном виде. У читателя журнала или газеты всегда есть возможность вернуться к прочитанному, проанализировать и сделать выводы. Пресса занимает второе место по степени воздействия на аудиторию.

В основном пресса настроена на семантическое восприятие. Она обращается к здравому смыслу и логике человека. Именно поэтому в прессе часто применяются такие методы, как перенос положительного (или отрицательного) образа, наклеивание ярлыков, ссылки на авторитеты, использование данных опросов общественного мнения и различных рейтингов.

В первую очередь, читатель обращает свое внимание на фотографии. Подбор фотографий зависит от преследуемых целей. Манипулятивным приемом могут быть и подписи к фотографиям, которые могут создать положительную либо отрицательную оценку увиденного.

Приемами манипулирования в прессе являются также лид и заголовок.

Методы противодействия манипулятивным технологиям

Специалисты советуют никогда не принимать за чистую монету поток информационных сообщений, а занять «позицию интерпретатора». Можно выделить следующие механизмы защиты, которые помогут снизить уязвимость перед манипуляторами. Для начала необходимо задать себе вопрос «Что за этим стоит?» и «Для чего нам это сообщили?».

Механизмы защиты от манипулирования СМИ:

  • Сокращение контактов. Необходимо меньше находиться в зоне контакта с манипулятором. То есть следует избегать просмотра ток-шоу, передач, реалити-шоу, которые предлагаются манипулятором.
  • Уход от захвата. Здесь эффективным является прерывание контакта. То есть если телевидение давит на психику, стоит на какое-то время «выйти» из этой обстановки, подумать, проанализировать, а затем «вернуться».
  • Непредсказуемость. Легко манипулировать сознанием того, чье мышление отвечает четкому алгоритму. А в противном случае подобрать ключ к человеку бывает сложно. Поэтому эффективным механизмом защиты от манипуляции является создание искусственной непредсказуемости реакции.
  • Отключение эмоций.
  • Включение здравого смысла.

Это только основные приемы защиты от манипулирования со стороны СМИ. Однако перечисленные механизмы являются наиболее эффективными.

Дата написания статьи: 17.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot