Манипулирование аудиторией СМИ – это скрытое управление мнением людей.
Манипулятивные технологии на телевидении и в печатных СМИ
В настоящее время наиболее сильным техническим средством манипулирования общественным мнением является телевидение. Особенности манипулятивного воздействия телевидения:
- Телевидение одновременно воздействует на слух и зрение, являющиеся важнейшими каналами восприятия;
- Телевидение – наиболее массовое из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются вне влияния других типов СМИ;
- Для телевидения характерна экранность, то есть передача информации при помощи движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Благодаря этому обеспечивается непосредственно-чувственное восприятие образов и их доступность широкой аудитории;
- Для телевидения характерен личностный характер передачи информации (телезритель воспринимает выступление с экрана как обращение лично к нему);
- Мгновенность передачи информации. Телевидение в аудиовизуальной форме сообщает о действии в момент свершения, что создает эффект присутствия телезрителя на месте событий. Это придает телевизионному сообщению документальность, реалистичность особую достоверность;
- Простота информационной обработки. Аналитические и новостные программы может воспринимать совершенно любой человек, при этом не прилагая каких-то особенных усилий).
Несмотря на то, что телеканалы различаются по формату, все они применяют схожие манипулятивные приемы.
Прием контрастности в практике телевидения широко используется в виде представления потребителю противоположных мнений, мнения какой-то известной личности среди мнений рядовых людей. Примером являются телепередачи, которые строятся на основе диалога двух политических противников (например, «К барьеру»).
Также контрастность может проявляться в использовании цвета. Например, сочетание темно-синего и красного вызывают удовольствие, желтого и красного – имеют сомнительный эффект, фиолетового и красного вызывают неудовольствие.
Еще одним важным приемом привлечения внимания аудитории является прием повторения. Этот прием позволяет увеличить число людей, внимание которых будет привлечено к событию или факту.
Прием «спираль умолчания» заключается в том, чтобы при помощи ссылок на сфабрикованные факты или опросы общественного мнения убедить граждан в необходимости поддержки требуемой политической оппозиции, организации, товара. Это заставляет тех, кто придерживается других взглядов под влиянием страха оказаться в социально-психологической изоляции умолчать о собственном мнении либо изменить его. В результате цепной реакции манипулятор достигает требуемого результата. Этот прием чаще всего применяется СМИ накануне выборов.
Нередко опросы общественного мнения недостоверны (например, интерактивный опрос телезрителей передачи «К барьеру»).
Существует ряд факторов, позволяющих журналистам осуществлять манипуляцию политиком и его высказываниями:
- Ситуация, когда берется интервью;
- Характер передачи. В прямом эфире политик защищен от искажения своих высказываний, но при этом он должен быть талантливым оратором.
- Еще одним приемом манипулирования на телевидении является прием «непривлекательного ракурса». Для того, чтобы сформировать у зрителя отталкивающее чувство по отношению к кому-либо используются непривлекательные ракурсы показа.
- Важную роль играет расположение сюжета в блоке сообщений. Информация, которая непосредственно направлена на изменение установок, должна располагаться перед другой. Лучше всего запоминается та информация, которая располагается в начале или в конце информационного блока.
- Необходимое условие воздействия – речевое построение сообщения.
Это основные приемы манипулирования аудиторией телевидения, но на самом деле таких методов гораздо больше.
Многочисленные исследования подтверждают, что лучше всего воспринимается информация, представленная в письменном виде. У читателя журнала или газеты всегда есть возможность вернуться к прочитанному, проанализировать и сделать выводы. Пресса занимает второе место по степени воздействия на аудиторию.
В основном пресса настроена на семантическое восприятие. Она обращается к здравому смыслу и логике человека. Именно поэтому в прессе часто применяются такие методы, как перенос положительного (или отрицательного) образа, наклеивание ярлыков, ссылки на авторитеты, использование данных опросов общественного мнения и различных рейтингов.
В первую очередь, читатель обращает свое внимание на фотографии. Подбор фотографий зависит от преследуемых целей. Манипулятивным приемом могут быть и подписи к фотографиям, которые могут создать положительную либо отрицательную оценку увиденного.
Приемами манипулирования в прессе являются также лид и заголовок.
Методы противодействия манипулятивным технологиям
Специалисты советуют никогда не принимать за чистую монету поток информационных сообщений, а занять «позицию интерпретатора». Можно выделить следующие механизмы защиты, которые помогут снизить уязвимость перед манипуляторами. Для начала необходимо задать себе вопрос «Что за этим стоит?» и «Для чего нам это сообщили?».
Механизмы защиты от манипулирования СМИ:
- Сокращение контактов. Необходимо меньше находиться в зоне контакта с манипулятором. То есть следует избегать просмотра ток-шоу, передач, реалити-шоу, которые предлагаются манипулятором.
- Уход от захвата. Здесь эффективным является прерывание контакта. То есть если телевидение давит на психику, стоит на какое-то время «выйти» из этой обстановки, подумать, проанализировать, а затем «вернуться».
- Непредсказуемость. Легко манипулировать сознанием того, чье мышление отвечает четкому алгоритму. А в противном случае подобрать ключ к человеку бывает сложно. Поэтому эффективным механизмом защиты от манипуляции является создание искусственной непредсказуемости реакции.
- Отключение эмоций.
- Включение здравого смысла.
Это только основные приемы защиты от манипулирования со стороны СМИ. Однако перечисленные механизмы являются наиболее эффективными.