Европейская журналистика
Журналистика Европы имеет весьма богатые традиции и опыт. Поскольку континент весьма широк, развитие периодической печати и журналистики в целом происходило неравномерно.
В Англии предшественниками газет стали рукописные листки, выходившие под названием «Ньюс». Основными публикуемыми материалами были: новости о торговле и о прибытие торговых судов в порт страны. Появление современной журналистики принято связывать с 23 июня 1588 года, когда в стране впервые вышел в свет номер «Английского вестника». И только после буржуазной революции 1640 года в стране возникает довольно большое количество изданий. В 1702 году публикуется первая ежедневная газета под названием «Дейли курант».
Стоит отметить, что первые номера с рекламой начали появляться только в 1785 году, а в начале XX века журналистика Англии поделилась на качественную и массовую прессу. Массовая журналистика практически не имела аналитических материалов, хотя и ориентировалась на широкую читательскую аудиторию.
Тиражи печатных изданий выпускаются неравномерно, это зависит от социального, политического и экономического строя. В 2000 – х годах тенденция к такой закономерности все еще прослеживается. Сейчас активно в стране развивается цифровое радиовещание, обеспечивающее высокое качество звучания.
Французская пресса
Первый в стране еженедельник Теофраста Ренодо, опубликованный в 1631 году под названием «Газетт» отличался своим литературным уровнем. В 1777 году выходит первая ежедневная газета «Журналь де Пари». Журналистика начинает свое развитие, но после Французской революции многое меняется:
- Резкий рост изданий, до революции публиковалось всего 27 газет, после революции их количество возросло до 250 штук
- Развивается пропаганда при помощи СМИ, формирующая общественное мнение. Газеты медленно подготавливают общество к Июльской революции 1830 года
- Газеты и журналы становятся частью торгово – промышленных предприятий;
- В массовых газетах в обязательном порядке присутствует важный компонент «кровь на первой полосе».
В 1931 году во Франции появляется новое журналистское веяние – вечерняя газета «Вечерний Париж». Газета опирается на технические новшества, которые активно используются для ее публикаций. Кроме того, появляется большое количество иллюстраций, и вводятся новые жанры и стили публикаций.
По традиции в стране публикуется социологический опрос (2000 год) на тему доверия к средствам массовой информации, который показал свое снижение:
- На 8 процентов к печатным изданиям;
- На 11 процентов к телевидению.
Французы больше всего доверяют новостным радиоканалам, где уровень потребительского доверия доходит до 55 процентов.
Начало немецкой журналистики
Распространение мировой печати началось именно в Германии, в тот момент, когда Иоганн Гутенберг в 1450 году изобрел типографский станок. В этом же году были издано первое перепечатанное издание латинской Библии.
Позднее в 1690 году в Страсбурге отпечатываются первые еженедельники под названием «Авизо» и «Реляцион». Первая еженедельная газета выходит в 1661 году под названием «Лейпцигская газета».
Примечательно, что страна сумела пережить двенадцатилетний период радикальной журналистики под предводительством фашистской диктатуры. Лидером стал «Народный наблюдатель».
Сегодня немецкая журналистика изменилась довольно сильно:
- Преобладают утренние издания;
- В газетах и журналах выражен региональный характер (порядка 95% изданий имеют территориальные особенности);
- Преимущество одерживают ежедневные издания.
Основной потребитель немецкой прессы и по сей день остается образованным и интеллигентным человеком. К примеру, еженедельная газета «Время», впервые вышедшая в 1946 году рассчитывалась на активного человека, с целью его информирования сейчас имеет невероятный для газеты объем – 90 страниц. По данным на 2000 год в Германии выпускается 389 ежедневных изданий с общим тиражом 29 мил. экземпляров.