Кинематограф – это вид современного изобразительного искусства и средство массовой коммуникации.
Влияние кинематографа на общественное сознание
В научной литературе кинематограф рассматривается как средство массовой коммуникации и как вид современного изобразительного искусства. Эти две ипостаси обусловливают колоссальный потенциал воздействия кинематографа на человека через аудиовизуальный канал, являющийся основой визуальных коммуникаций.
Визуальная коммуникация – это передача информации посредством визуальных образов, созданных для того, чтобы воздействовать на получателя.
Кинематограф, в отличие от газет, радио и книг, осуществляет воздействие и на зрительное восприятие, и на слуховое, что дает возможность создавать в сознании человека многомерные образы. Методы, при помощи которых реализуется это воздействие:
- Методы преобразования коммуникативно-содержательной стороны передаваемой информации;
- Методы эмоционального воздействия;
- Лингвистические приемы и методы.
Рассматривая влияние кинематографа на общественное сознание, следует определить и охарактеризовать его функции.
Функции кинематографа:
- Воспитательная. Эта функция включает в себя целый ряд аспектов: воспитание нравственного отношения к обществу, воспитание любви к Родине, воспитание любви к природе, привитие семейных ценностей, профилактика развития асоциального поведения, воспитание чувства долга перед обществом, развитие международных отношений.
- Эстетическая. Данная функция направлена на реализацию отечественного кинематографа как вида искусства. она нацелена на удовлетворение эстетических потребностей человека.
- Образовательная. Сюда входит: формирование знаний об истории страны, формирование знаний о выдающихся личностях, ставших предметом национальной гордости, развитие представление об экономических, политических процессах современности, происходящих в стране и в мире, трансляция основ межличностных взаимоотношений, психологии человека, воспитания детей.
Воспитание чувства патриотизма
Важнейшую роль в отечественной киноиндустрии играет воспитание чувства патриотизма. Множество современных фильмов ставят своей главной целью патриотическое воспитание и реализуют государственный заказ. Одним из подобных фильмов является «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» А. Аксененко. В этом фильме представлена биография трех спортсменов, сумевших не только реализоваться в своих видах спорта, но и принести своей стране славу. Фильм выполняет и образовательную функцию – он нацелен на просвещение зрителя. Главный посыл этого фильма – реализуйся сам, развивайся и будет развиваться вся и сама страна. Что касается эмоциональной стороны, то фильм направлен на развитие чувства уважения и гордости за свою страну, которая воспитала таких успешных, целеустремленных людей.
На воспитание чувства любви к Родине направлен еще один фильм – «Легенда №17», посвященный биографии всемирно известного советского хоккеиста В. Харламова.
В фильмах о русских спортсменах, которые сумели добиться мировой известности и заслужили любовь и уважение соотечественников провозглашается и сила самой России. Такие фильмы пробуждают в зрителях чувство гордости за родную страну, чувство патриотизма, уважения к ее героям.
Патриотическое воспитание реализуется и фильмами военной тематики, и это для кинематографа является традиционным. Фильмы о войне снимались и в годы Первой Мировой войны, и в годы Великой Отечественной войны, и в годы перестройки.
В этот же блок входят и фантастические фильмы. Например, в фильме «Мы из будущего» показывается циничное раскапывание мест сражений. Люди, занимающиеся этим, попадают в прошлое, в годы, когда шла Великая Отечественная война. Им приходится делать нравственный выбор. В финале кинокартины зритель видит нравственное преображение героев, которые вернулись в свое время. Они пересмотрели свои циничные взгляды на военную историю, совсем по-другому относятся к понятию Родины.
Фильм «9 рота» Ф. Бондарчука изображает смелость и отчаянность молодых парней, заброшенных на войну и вынужденных защищать страну и собственную жизнь.
В фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука изображено великое историческое событие – битва за Сталинград. Здесь поднимаются те же вопросы чести, долга, мужества, верности, патриотизма.
Российские фильмы о войне реализуют еще одну функцию – образовательную. Большая часть таких фильмов привязана к реальным лицам и событиям.
В фильмах, вызывающих патриотические чувства, часто содержится идея русского человека – смекалистого, находчивого, способного выстоять в самых сложных ситуациях, когда многие пасуют. В этих фильмах до зрителя доносится идея о том, что русский человек с его силой характера, своеобразием способен выдержать все и может решить любую ситуацию.
Вопрос сеьи и воспитания детей в отечественном кинематографе
Развитие института брака, привитие семейных ценностей реализуется блоком отечественных фильмов о любви. В этих фильмах герои преодолевают множество препятствий и трудностей, испытывают предательство, переживают одиночество, но к концу они соединяются в своей любви и вступают в брак. Финальное заключение брака – это очень важная деталь, так как этим у зрителя формируется взгляд на любовь только как на начало семейной жизни.
Часто в русских мелодрамах и романтических комедиях встречается вопрос измены. Как правило, человек, нарушивший брачные клятвы и совершивший измену, впоследствии оказывается наказан. Подобный сюжет направлен на формирование у зрителей взгляда на брак как на важнейшую обязанность, и нарушение этой обязанности будет иметь серьезные последствия.
В последние несколько десятилетий особенно остро в фильмах поднимается вопрос воспитания детей. Есть драматические кинокартины, где показаны нарушения родительских обязанностей, отказ от выполнения родительских функций, что приводит к несчастью детей. Примером таких фильмов является «Волчок» В. Сигарева. Здесь показана история девочки, которая воспитывается бабушкой, так как мать не проявляет по отношению к ней материнских чувств. Девочка испытывает серьезные проблемы психологического характера. в финале она погибает по колесами автомобиля, погнавшись за мамой.
Таким образом, эмоционально-содержательный контент отечественного кинематографа ставит своей главной целью формирование личности гражданина, обладающей такими качествами и знаниями:
- Чувство патриотизма;
- Приоритет семейных ценностей;
- Служение интересам общества;
- Любовь к детям;
- Нравственное саморазвитие;
- Любовь к природе;
- Толерантность;
- Знание истории России, уважение к ней.