Фанфики – это произведения, написанные фанатами медиа-продукта на его основе.
Особенности молодежной аудитории СМИ
Чаще всего говоря о современных молодежных СМИ, подразумевают в первую очередь интернет. Конечно, существуют и молодежное телевидение, и молодежная пресса, и молодежное радио, однако они не так популярны у аудитории, как онлайн-СМИ. Примечательно, что интернет-журналы гораздо популярнее, чем их же печатные аналоги.
Наиболее популярным и распространенным каналом связи является интернет-телевидение. По разным данным, на платформе YouTube находится более 30000 различных интернет-каналов, предоставляющих зрителю продукт самого разного качества. Несмотря на дистанцированность от главных каналов, молодежные средства массовой информации являются отраслью современной журналистики, но обладают своими особенностями. И это связано не только с тем, что они ориентированы на молодежь, и с их функциональной нагрузкой. Одной из важнейших задач, которую выполняют молодежные СМИ, является воспитание подрастающего поколения и включение молодежи в общество. В связи с этим к содержанию молодежных СМИ следует относиться особо – качественный продукт может оказать существенное влияние на судьбы и настроения целого поколения. Также не следует забывать и о других функциях молодежной прессы, которые являются общими для всех средств массовой информации:
- Социально-ориентирующая,
- Идеологическая,
- Культурно-образовательная,
- Организаторская,
- Рекреативная,
- Рекламно-справочная.
Молодежная аудитория является самой активной и многочисленной в сети Интернет. Для них интернет является не столько средством коммуникации, сколько социальной средой, отличающейся лишь тем, что существует в виртуальной форме. В этой социальной среде действуют свои законы, свои негласные нормы поведения. Это отдельное общество, для которого главным продуктом является интертеймент. Здесь с помощью социальных сетей поддерживается постоянная связь, которая, возможно, еще более полная и плотная, нежели связь в реальном мире. Эмоции, чувства, знания – все это содержится на просторах онлайн.
Молодой человек в условиях комфортной цифровой среды легко и быстро адаптируется к ней, принимает правила ее существования. С одной стороны, при этом, новые медиа оказывают влияние на молодежь, с другой стороны, медиа порождаемы цифровым поколением.
Интернет-СМИ в большинстве случаев подстраиваются под предпочтения и вкусы зрителя. Как правило, любая попытка перевоспитать сводится к тому, что какая-то часть аудитории теряется. При наличии качественного, грамотного, регулярного материала канал будет иметь хоть и небольшую, но стабильную посещаемость. Однако проблема заключается в том, что большая часть онлайн-ресурсов существует за счет рекламы и донатов.
Донаты – это добровольные пожертвования.
Каналы с большой посещаемостью имеют большую прибыль. Однако интернет-журналистика пока чаще молодое явление. Здесь «живучесть» канала зависит не от рекламы и средств, вливаемых в него, а от количества просмотров и аудитории. Многие интернет-каналы носят любительский характер, осуществляют деятельность за счет рекламы и спонсорских вливаний.
Структура и особенности медиа-фандомов
Каждый медиа-фандом имеет свою структуру. В его иерархии члены фандома занимают разные ступени по степени участия в деятельности в медиа-фандоме. С момента вступления в фандом фанат, как правило, проходит следующие этапы:
- Поиск информации, редкие комментарии, начало общения;
- Появление творческой активности, начало активного общения;
- Появление желания принимать участие в интернет деятельности группы, появление инициативы;
- Попытка выхода в оффлайн – косплеи, встречи и т.д.
Постепенно в процессе вовлечения в деятельность медиа-фандома активная часть аудитории может обнаружить лидерские качества, которые проявляются в попытках самостоятельной организации мероприятий, инициация новых действий, создание новых групп и т.д.
Фан-сообщество – это пирамида, в основании которой находятся участники сообществ, являющиеся активными потребителями медиа-контента, однако не создающие свой контент.
Другая часть фанатов принимает активное участие в жизни сообщества. Эта категория может участвовать в каких-либо мероприятиях, которые направлены на поддержку медиа-продукта (съемки поздравительских роликов для писателей, шоураннеров, актеров, твиттер-акции).
Твиттер-акции могут быть направлены на поддержку чего-либо, а также на то, чтобы показать свое негативное отношение к действиям издателей/продюсеров/шоураннеров.
Собственная активность фанатов условно делится на два вида: созидательную и информационную. Однако многие фанаты сочетают оба вида деятельности.
Созидательная деятельность – это творчество на базе медиа-контента. В результате творческой активности фанатов появляются:
- Рисунки, иллюстрации, коллажи;
- Нарезанные из медиа-продукта видео-ролики;
- Косплеи;
- Фанфики.
Информационная активность – это поиск новостей и обмен этими новостями в группах фандома. Как правило, эти действия требуют знания языка контента и определенных усилий для поиска источников и правильного их перевода. Обычно этим занимаются участники, ведущие группы в соцсетях, блог-платформы и аккаунты в Твиттере.
Современная молодая аудитория не гонится за красочным, зрелищным материалом. Для нее первостепенное значение имеет наполнение. Так формируется система жизненных взглядов и мировоззрений, которые воспитывают молодежь. Одно из основных преимуществ интернет-журналистики – ее гибкость касаемо отзывов, предложений, критики со стороны аудитории. Пользователь всегда может оставить комментарий, оценить продукт при помощи «лайков» и «дизлайков», обсудить материал с другими потребителями контента.
Современная молодежная аудитория сложно поддается формализации. По своим интересам она неоднородна. В молодежной аудитории встречаются и маргиналы, и интеллектуалы, и те, кто предпочитает развлекательный контент.