Деловая журналистика — это жанр журналистики, в котором собирается, анализируется и распространяется информация, имеющая отношение к бизнесу и финансам.
История развития деловой прессы Великобритании
Так исторически сложилось, что наиболее значимой ареной функционирования деловой журналистика стала Великобритания, а позже к ней присоединились США.
Движущей силой создания деловых изданий стала торговля. Ряд исследователей считают, что история деловой журналистики берет свое начало еще со времен Древнего Вавилона и Египта. Но деловые издания, от которых ведется история современных бизнес-коммуникаций, появились гораздо позже.
Этапы развития деловой прессы:
- Начало 17 века – середина 18 века;
- Вторая половина 18 века – начало 20 века;
- 20 век;
- Современный этап.
На протяжении 17 века и в первой половине 18 века формировалась начальная форма обмена необходимой бизнесу специальной информацией. Начиная со второй половины 18 века стала формироваться целая система деловых изданий. Примером активного развития деловой журналистики стала колонка в лондонской газете "The Times". Постепенно стали появляться специализированные издания в области экономики и регулярные экономические приложения к существующим газетам общей тематики.
В 1843 году был создан журнал «Economist». Он по сегодняшний день остается одним из наиболее влиятельных деловых изданий. Журнал изначально был создан с определенной целью – чтобы лоббировать отмену тарифов на импорт зерна. «Economist» является одним из примеров использования средств массовой информации в качестве средства борьбы за интересы со стороны предпринимателей. Журнал на протяжении всего своего существования позиционируется как либеральное издание, которое отстаивает принципы свободной торговли.
Развитие коммуникаций, налаживание международных связей привели к тому, что во второй половине 19 века деловая журналистика делалась все более интернациональной. Потенциальный инвестор конца 19 столетия нуждался в надежной и полной информации по вопросам, интересующим деловой мир. Такую информацию можно было получить только от ежедневного финансово-экономического издания. Это стало совершенно новым явлением на европейском рынке. Таким финансово-экономическим изданием оказалась «Financial News», прародительница «Financial Times». Основатель газеты Гарри Маркс оказал существенное влияние на формирование ежедневной бизнес-прессы. Он стал основателем не только газеты, но и новой школы журналистики. 23 января 1884 года вышел первый номер "Financial News". В скором времени газета стала распространяться в 10 районах Великобритании.
К началу 20 века в Великобритании существовали два издания, которые стали визитной карточкой современной британской деловой прессы - газета "Financial News" и журнал «Economist».
В первой половине 20 века появилось несколько деловых журналов, которые и сегодня занимают ключевые позиции на рыке качественных англоязычных медиа. Для того, чтобы успешно конкурировать с ежедневными газетами, журналам приходилось все больше концентрироваться на интерпретации фактом и экономических прогнозах и анализе. Они предлагали читателям материалы о работе отдельных компаний. Зачастую эти материалы были настолько объемными и многослойными, что готовились неделями. Они включали в себя интервью руководителей, рядовых сотрудников, а в некоторых случаях бывших сотрудников и потребителей.
Возникновение транснациональных корпораций, тенденция бизнеса к глобализации привели к тому, что деловые издания во второй половине 20 века стали открывать свои дочерние издания и офисы в других странах, в частности, в азиатских. Такие издания появились в Гонконге, Японии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Данные издания включали блок мировых новостей, но все-таки большей частью были сфокусированы на региональных экономических процессах. А подъем экономики в регионе вызывал потребность в качественных и достоверных материалах деловой тематики.
К началу 90-х годов 20 века деловая журналистика Великобритании испытала небывалый подъем. Важнейшими факторами для этого оказались распространение Интернета и бум на фондовом рынке. Распространение Интернета открыло для СМИ недоступные до этого возможности непрерывной и моментальной передачи информации. Следствием этого стало появление новых форм и путей развития деловой журналистики.
Современные британские деловые издания
На сегодняшний день в Великобритании функционирует несколько деловых изданий. Самыми влиятельными из них являются:
- Журнал «The Economist»;
- Газета «The Sunday Times»
- Газета «The Times»
- Газета «Financial Times».
Журнал «The Economist» - это финансово-деловой, политический, общественный еженедельник. Это издание можно назвать представителем классического экономизма культурного и британского либерализма. Традиционно журнал публикует статьи без указания имени автора. Журнал «The Economist» является создателем «Индекса Биг Мака».
Газета «The Sunday Times» является популярным британским информационно-аналитическим еженедельником. Газета представитель качественной и авторской. Это консервативное издание, имеющее свои традиции. Большую часть своей истории «The Sunday Times» известно своими различными расследованиями и инновациями.
Газета «The Times» - это самое известное британское печатное издание, старейшая национальная газета, авторитетное издание с многолетней историей и традициями. «The Times» - это печатный бренд Великобритании, который нашел отражение в кинематографе и литературе. Газета является создателем шрифта “Times New Roman”.
Газета «Financial Times» - это международная финансовая и деловая британская газета, специализирующаяся на аналитике событий и репортажах из мира финансов и бизнеса. Газету называют «финансовым гидом Лондона». В «Financial Times» регулярно публикуется ежегодный рейтинг компаний FT500.