Цифровая трансформация– это изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности.
Какие препятствия стоят на пути к цифровизации СМИ?
Под цифровизацией СМИ (или цифровой трансформацией) принято понимать изменение формы их работы.
Новый стандарт подразумевает появление электронной среды, а также внедрение новых процессов, положений, структур и регламентов в отношении деятельности СМИ. На сегодняшний день цифровизация mass media находится на начальном этапе своего развития. Однако эксперты считают, что через несколько лет ситуация серьезно изменится.
Эксперты отмечают, что есть несколько помех, которые не позволяют осуществить смену стратегии развития в сторону цифровизации:
- неправильные, устаревшие представления об особенностях работы СМИ (для многих организаций, работающих в данной сфере, диджитализация является вынужденной мерой, а не способом выйти на новый уровень развития);
- отсутствие достаточной компетенции для принятия тех или иных решений. Традиционно данная инициатива исходит от руководящего аппарата, и если его знания поверхностные, скорость принятия решений может быть крайне низкой;
- возникновение споров между подразделениями классического и цифрового типа.
Именно по этим причинам люди все еще продолжают читать бумажные газеты и журналы, а издательства – публиковать их. Хотя есть версия, что через 5-10 лет печатные издания полностью исчезнут с прилавков магазинов из-за тотальной цифровизации.
Тенденции цифровизации медиа
Эксперты выделили несколько базовых направлений дальнейшего развития цифровизации СМИ.
- Рассмотрение журналистики в качестве услуги. Вероятно, СМИ не будут делиться контентом просто так. Особенно это касается ресурсов с узкой специализацией и аналитических медиа. Степень доверия к тем, кто поставляет информацию, повысится.
- Проведение анализа поведенческих реакций. Системы, функционирующие на базе искусственного интеллекта, приведут к выводу этой оценки на новый уровень. Сети нейронного типа, в свою очередь, смогут на 100% предсказать, какой будет реакция пользователя на контент.
- Резкое возрастание числа так называемых «нишевых» СМИ. Специалисты отмечают, что в недалеком будущем станут активно развиваться медиа узкой специализации. Связано это с возрастанием потребности в контенте высокого качества.
- Предоставление информации в режиме реального времени. Специалисты в сфере рекламы станут лучше понимать потребности представителей ЦА и осуществлять анализ их реакции на информацию.
- Появление издательств и продуктов категории Digital. С того момента как появятся интерактивные способы оцифровки, станет наблюдаться ускорение процесса создания цифровых продуктов. Копии будут распространяться с огромной скоростью.
- Изменение реакции со стороны СМИ. Дело в том, что они могут принять решение о лишении социальных сетей лидерства в определенных отраслях. Последние, в свою очередь, станут стремиться к сохранению доминирования на рынке.
- Появление голосовых помощников. Возникнет множество новых функций, которыми пользователи будут руководствоваться с большим удовольствием, ведь это позволит им экономить большое количество времени.
- Новые форматы рекламы. Современные элементы практически не соответствуют требованиям, предъявляемым пользователями. Поэтому методы будут интегрироваться, возникнут новые форматы.
- Проведение работ по проверке фактов. Популярностью уже не будут пользоваться новости, которые выдуманы, а также «утки», наоборот, станет появляться все больше актуальных и достоверных данных.
- Нарастание борьбы между источниками за внимание пользователя. Причина этого явления заключается, в первую очередь, в том, что в медиапространстве наблюдается постоянное увеличение информации. По этой причине каждый ресурс станет публиковать исключительно качественные данные.
Это далеко не все тенденции развития диджитализации, однако они являются основными.
Плюсы и минусы цифровизации СМИ
Цифровизация средств массовой информации приводит к позитивным и негативным последствиям. Плюсы заключаются в следующих аспектах:
- простота публикации материала, ускорение этого процесса и повышение его качества;
- формальное возрастание проникновения тех или иных источников в массы. По этой причине многие источники выступают за проведение данной практики и хотят, чтобы диджитализация затронула все сферы. Тем не менее, данное явление может привести к некоторым отрицательным моментам (их количество такое же, как и в случае с плюсами). Они заключаются в следующих аспектах:
- увеличение количества каналов, приводящее к снижению рейтингов лидирующих ресурсов (в настоящее время это ОРТ, НТВ, РТР и пр.), такое явление может стать причиной общего снижения стоимости рекламы, а также возникновения многочисленных финансовых трудностей у ряда телеканалов;
- вероятность того, что большая часть эфира уйдет под рекламу, хотя на нее уже сейчас приходится значительная часть эфира, это, в свою очередь, приведет к полному переделу рынка телевизионной рекламы;
- •возникновение нового «цензора».
Таким образом, цифровизация СМИ затронет абсолютно все сферы и приведет как к положительным, так и к отрицательным изменениям. В течение ближайших нескольких лет станет появляться все большее количество электронных источников, которые в перспективе вытеснят привычные печатные издания.
Еще одна версия состоит в глобализации СМИ. То есть если сегодня средства массовой информации в разных странах работают более-менее автономно, через некоторое время ситуация изменится, и публикации будут «одни на весь мир», то есть находиться во взаимной зависимости. С одной стороны, это приведет к сближению между странами. С другой стороны, у их граждан будет меньше прав в плане свободы мысли.
Таким образом, цифровизация СМИ – это серьезный процесс, который уже начался, а также будет продолжаться в ближайшее время.