Понятие и особенности новых медиа
Новые медиа – это термин, который применяется для обозначения интерактивных электронных изданий.
Сейчас он соотносится также и с цифровыми, сетевыми технологиями. Новые медиа имеют следующие базовые составляющие:
- Интерактивность;
- Мультимедийность;
- Цифровой формат.
На сегодняшний день практически все СМИ перешли на цифровой формат. Но недостаточно только создать платформу для цифрового СМИ, еще нужно грамотно наполнять ее контентом. Для этого используются инструменты мультимедиа.
Мультимедиа – это интеграция двух или более коммуникационных каналов и средств с компьютером. Данное понятие трактуется как передача информации несколькими коммуникационными каналами одновременно.
В новых мультимедиа исследователи выделяют следующие жанры и формы:
- мультимедийные,
- текстовые,
- синтетические.
К текстовым жанрам относятся традиционные, такие как авторская колонка, новость, репортаж, и новые - фичеры, лонгриды, текстовые онлайн-трансляции.
Самым объемным разделом являются мультимедийные форматы и жанры. Здесь выделяют три группы:
- Аудиальные;
- Видео;
- Иллюстративные.
К синтетическим жанрам относятся:
- мультискрипт,
- интерактивное фото,
- интерактивная карта.
Измерение аудитории СМИ
Детальное измерение аудитории в режиме онлайн-срезов началось сравнительно недавно – в начале 2000-х годов, с появлением технических возможностей, технологии, методов и программного обеспечения. Еще в течение нескольких лет происходило формирование традиций быстрой обработки данных, а также их использования в повседневной работе медиа. Следует заметить, что и сейчас наиболее активным потребителем данных об аудитории являются сайты бизнес-сегмента. Современные технологии дают возможность наблюдать поведение аудитории, ее запросы, реакцию и усталость в режиме реального времени.
Одним из самых популярных способов исследования поведения аудитории является «тепловая карта», ее еще называют «картой кликов». Бизнес-модель современных медиа зависит от понимания поведения и знания потребностей аудитории. Накопленная баз этих знаний – пол, возраст, география, интересующие темы, типичное время потребления и т.д. – становится капиталом, который можно продать или купить.
Говоря об аудитории новых медиа и о ее свойствах, о качестве поведения пользователя, необходимо понимать, что зафиксировать некий эталон, образец, и в дальнейшем отталкиваться от него, невозможно. Аудитория меняется вместе с отраслью, поэтому важно знать тенденции развития медиа и уметь составить прогноз на будущее.
Основные тренды аудитории новых медиа
Одним из трендов аудитории новых медиа является переход на мессенджеры. В 2018 году мессенджерами пользовались около 80% обладателей смартфонов. Мессенджеры стремительно развиваются и становятся «новыми социальными» сетями. В них люди смотрят видео, заказывают еду, такси, взаимодействуют с брендами, играют в игры, дарят подарки, и конечно, читают, общаются, обмениваются новостями.
СМИ идут вслед за аудиторией и на мобильных версиях сайтов появляются кнопки «поделиться» в мессенджерах. Ряд изданий запускают в мессенджерах свои публичные чаты.
Следующий тренд аудитории новых медиа – предпочтение геймификации в новостях. Когда у пользователя есть выбор между тем, чтобы прочитать репортаж, посмотреть новую серию или поиграть в игру, материалам СМИ тоже приходится становится в какой-то степени «игрой». Такого же подхода аудитория требует и в сторителлинге.
Еще одна особенность современной аудитории новых медиа – охлаждение к лонгридам. Все подобные мультимедийные истории для массового читателя утратили новизну. Еще одна причина – современный пользователь, которому все время приходится отвлекаться, не готов тратить слишком много времени на одну тему. Потребность в межплатформенном вещании – следующий тренд современной аудитории. Исследования показали, что первое, что утром делает пользователь в возрасте до 30 лет независимо от пола, места проживания, рода занятий – берет в руки планшет или смартфон. Это те предметы, с которыми большинство представителей аудитории новых медиа практически не расстаются.
Отдельным и ключевым направлением современных медиа является вещание, максимально адаптированное под мобильные носители. Современная аудитория предпочитает следующие форматы:
- Адаптированный дизайн;
- Веб-версия сайта для мобильных носителей;
- Созданная специально для часов glance-версия;
- Мобильное приложение для планшетов и смартфонов.
Вместе с этим для новых медиа необходимы новые способы измерения аудитории. Трудности в измерении возникают в связи со следующими факторами:
- Изменение привычек аудитории;
- Перераспределение способов получения информации;
- Изменение предпочтений в выборе форматов прочтения и т.д.
При анализе аудитории необходимо не только фиксировать количество пользователей, но и учитывать обстоятельства, позволяющие спрогнозировать тенденции и максимально точно адаптировать технологические аспекты ресурсов, новые форматы вещаний, сетку вещания и т.д. к запросам аудитории. Для этого необходимо учитывать следующие аспекты:
- Устройство, с которого осуществлен вход. При этом важно учитывать не только тип устройства (ноутбук, компьютер, планшет, смартфон и т.д.), но и модель устройства;
- Операционная система и разрешение экрана. Особенно это важно при адаптивной верстке сайта, когда свой тип страницы верстается под каждую из популярных настроек;
- География аудитории. Это обстоятельство чрезвычайно важно, так оно позволяет увидеть, насколько предполагаемый СМИ географический охват соответствует реальному. Федеральным изданиям эта информация позволяет следить за равномерностью и балансом охвата аудитории, наблюдать пики и спады посещаемости, устанавливать зоны тематических интересов.