Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение грамматики в порождении речи

Все предметы / Языкознание и филология / Значение грамматики в порождении речи
Определение 1

Грамматический аспект порождения речи – это совокупность грамматических явлений, черт и правил, которые оказывают влияние на процесс перехода от намерения высказаться до устного или письменного оформления речевого высказывания.

Общее положение о грамматическом аспекте порождения речи

В процессе непосредственной речевой деятельности человека в языкознании принято выделять помимо других грамматически обусловленные явления. Грамматический аспект порождения языка характеризуется следующими отличительными чертами:

  • наличие компонента, который способствует отражению уровня грамматических знаний говорящего;
  • последовательное (как по времени – отдельными шагами, так и по порядку – слава направо) порождение речи её грамматической переработкой;
  • его естественное ограничение возможностями кратковременной памяти человека;
  • его приемлемость как для процесса порождения речи, так и для её восприятия;
  • переложение грамматических явлений на неграмматический материал.

Положения, приведённые выше и являющиеся справедливыми для любого процесса порождения речи, являются отправными точками для открытия и изучения данных и формирования приемлемых моделей грамматического воздействия на речевые высказывания. В настоящее время наиболее разработанными считаются следующие три модели:

  • стохастические модели;
  • модели непосредственно составляющих;
  • трансформационные модели.
Замечание 1

Каждая из этих моделей включает большое число психолингвистических явлений, что способствуют существованию множества вариантов этих моделей.

Стохастические модели

Основные моменты стохастических моделей заключаются в возможности репрезентации множества элементов речевого высказывания посредством дистрибуции вероятностей, а также рассмотрении коммуникативных процессов в виде использования данной априорной (доопытной) дистрибуции и её перехода с известными условными вероятностями в апостериорную (послеопытную) дистрибуцию.

Готовые работы на аналогичную тему

То есть стохастическое представление говорит о том, что в порождении или восприятии речи говорящий использует только вероятностные характеристики элементов речи, а свершившийся факт использования данного элемента и вероятность его наступления обуславливаются предшествующими элементами.

А. Трейсман доказал использование в восприятии речи вероятностных характеристик. Наглядно данный факт показан в следующем случае. Известно, что при одновременной подаче в правое и левое ухо различной информации выбирается только одно из них (например, правое). Но при введении в левое ухо слов, которые характеризуются высоким уровнем вероятности в данном контексте, восприятие информации переключается на соответствующий канал (левое ухо).

Однако считается, что вероятностные характеристики в меньшей степени влияют на грамматические конструкции, чем на отдельное слово. Это вызывает соответствующие вопросы по применению стохастических моделей конкретно к грамматической структуре.

Модели непосредственно составляющих

Модель непосредственно составляющих по сравнению со стохастическими моделями считается, так сказать, более сильной. Она предусматривает использование правил словообразования типа «вместо А подставить Б». Например, порождение предложения «Знаменитый автор пишет приключенческий роман» будет осуществляться по правилам грамматики непосредственно составляющих в следующей последовательности:

  1. предложение: именная группа + группа сказуемого;
  2. именная группа: определение + определяемое; и так далее, пока не будет образована конечная («терминальная») цепочка слов.

При этом первоочередное вычленение именной группы (то есть сочетания «знаменитый автор») обуславливается нашим общим представлением о структуре предложения и никоим образом не выводится стохастическим путём.

Модель непосредственных составляющих отличается от марковских моделей тем, что порождение осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, последовательного появления компонентов, с другой стороны, их «расширения».

Американским психологом Ч. Осгудом на основе грамматики непосредственно составляющих была разработана наиболее известная на сегодняшний день модель психофизиологического порождения речи. По его мнению, процесс порождения речи является «супермарковским», что означает воздействие стохастических закономерностей на все уровни словообразования. Причём выбор единиц на уровнях словообразования зависит от сделанного выбора на вышестоящем уровне.

Эта модель выступила в качестве методологической основы экспериментов Н. Джонсона, который изучал вероятность ошибок при запоминании предложений с различными синтаксическими структурами. Основные результаты его экспериментов заключаются в выявлении резкого повышения этой вероятности на границах компонентов, которые были выделены в ходе анализа по непосредственно составляющим (например, именной группы), и снижения этой вероятности внутри данных компонентов.

Несмотря на то, что основанные на грамматике непосредственно составляющих эксперименты Джонсона и ряда других психолингвистов оказались успешными, эта модель считается малопригодной для моделирования некоторых типов предложений. Как следствие, она уступила место трансформационной модели порождения речи.

Трансформационные модели

Трансформационные модели утверждают о существовании необходимости для получения определённых типов предложений совершения некоторых действий над деревом непосредственно составляющих (терминальной цепочкой).

Например, используя трансформационную грамматику, можно получить из порождённого предложения «Знаменитый автор пишет приключенческий роман», которое является активным, утвердительным и повествовательным, его пассивный, отрицательный и вопросительный вариант – «Не пишется ли приключенческий роман знаменитым автором?». То есть мы сперва «породили» исходное предложение, а затем провели его преобразование в трёх «измерениях».

Особый вклад в разработку трансформационных моделей внёс Дж. Миллер со своими учениками, которые подтвердили основное утверждение трансформационной теории: пассивные и отрицательные предложения считаются более сложными, поскольку по сравнению с активными и утвердительными предложениями они содержат дополнительные синтаксические правила.

В настоящее время трансформационные модели считаются достаточно удобными для психолингвистического моделирования речи, однако далеко не единственными.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис