Основные задачи текстологии
Задачи текстологии – это проблемные ситуации, имеющие четкое представление о цели текстологии и способах её достижения.
На современном этапе развития литературоведческой науки текстология утвердилась как одна из базовых филологических дисциплин. Она формирует представление о тексте как открытой, многоуровневой структуре, предусматривающей множественность моделей герменевтического круга.
Расширение понятия текста стимулирует активное включение его в сферу теоретико-текстологического, историко-литературного изучения, благодаря которому текст произведения рассматривается как определенная целостность во всей широте связей его
- создателя;
- литературного и исторического контекста.
На основе привлечения широкой источниковой базы - рукописных и печатных материалов, дневниковых записей, воспоминаний, эпистолярного наследия, других документальных свидетельств о работе писателя происходит реконструкция творческого процесса, что позволяет полнее охватить общую картину становления произведения в сопоставлении с авторским замыслом, глубже раскрыть его смысловой потенциал. Это важнейшая задача текстологии.
Текст предстает не изолированно от общих проблем культуры, литературы, а в так называемом "вертикальном контексте", что подразумевает, прежде всего, историко-филологический контекст определенного произведения (или цикла произведений), раскрытие генезиса тех связей, которые существуют между различными источниками одного и того же произведения. Это является еще одной задачей текстологии.
Исследуя генезис текста не только как процесс письма, но и как генезис мысли, невозможно обойти смежные отрасли знаний
- психологию;
- историю;
- лингвистику;
- культурологию и др.
Во взаимодействии с различными дисциплинами определяются перспективы для построения типологии процессов художественного творчества, раскрытия их природы и функций, сложной динамики от первого замысла до его реализации на разных этапах становления произведения, до восприятия читательской аудитории и критики. Соответственно, еще одной задачей текстологии считается привлечение данных различных наук при анализе того или иного текста.
Тенденция приближения к адекватному прочтению литературного текста, что связано с современными интерпретационными методологиями, в значительной мере обусловлено новыми представлениями о тексте, которые возникают в призме его генетического прочтения, обогащенного новыми временными измерениями. Именно поэтому установление истинно авторского (аутентичного) текста невозможно без углубления в его историю, специфику творческого процесса, исследования творческой лаборатории художника.
Изучение смыслопорождения в тексте как актуальная задача текстологии
Таким образом, в задачи текстологии также входит постепенное научное сближение исследовательского аспекта текстологии с задачами литературоведческого анализа текста, широкий комплексный подход в его изучении с привлечением теории литературы, герменевтики, литературной критики, истории, археографии, экзегетики, литературного источниковедения и других наук, что подтверждает комплексный характер текстологии, где "конструирования" текста в пределах художественного и литературоведческого дискурса обусловлено и рядом психосоциокультурних факторов.
Для исследования сложного процесса "смыслопорождения" современные ученые применяют дополнительные понятийные категории, среди которых особое место принадлежит метатексту, трактуемого как эксплицитное название автором приемов, используемых для формирования содержания при написании произведения" или как текст описания, текст "второго порядка", с помощью которого автор называет приемы, используемые им для передачи определенного содержания и те, которые отражают процессы становления произведения.
Таким образом, текст в текстологии рассматривается как пространство различных соотношений, связанных с различными сферами (социокультурной, научной, а также аффективной), где слово означает не предмет, а бесконечную и неопределенную последовательность возможных замен, трансформаций, переносов, метафор и т. д. собственно, произведение и возникает на перекрестке всех этих возможностей.
Углубляя понимание процесса рождения текста, рукописи позволяют установить его соотношение с авантекстом. который в словаре генетической критики находит двойное толкование:
совокупность черновиков: рукописей, набросков, вариантов, сценариев, планов - материальные предшественники текста, системно с ним связанные; интеллектуальная конструкция, созданная на основе препарирования и анализа генетического досье, которая отражает направления формирования смысла произведения в его континууме; не существует вне критического дискурса, породившего его.
По справедливому наблюдению французского критика Ж. Бельмен-Ноэля в авантексте существует столько же направлений формирующего смысла, сколько имеется подходов относительно уже опубликованного текста.
Таким образом, прочтение текста текстологом как одна из задач рефлексирует движение внутренней логики развития текста, разнообразие смысловых узлов, которые нередко вызывают перенос определенных акцентов с канонических версий, с ними работают теория и история литературы - на авантекст, скрытый за каноном.
Справедливым в этой связи считается замечание И. В. Гете, который писал, что совсем не в завершенных произведениях мы учимся понимать произведения искусства и природы. Чтобы хоть немного понять их, нужно увидеть их в процессе рождения и становления. Для этого стоит отказаться от априорной власти чистового варианта над черновиком, поскольку именно она и проявляет цену выбора тех или иных возможностей в бесконечном пространстве свободного перетока значений.
Рисунок 1. И. В. Гёте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, современная текстология характеризуется наличием многих задач, позволяющих определить те пути исследования, которые наиболее актуальны для науки.