Общее представление о языковой способности
Языковая способность - это гипотетическая подсистема человеческого сознания, сущность которой заключается во врожденной предрасположенности детей к овладению языком.
Понятие языковой способности является одним из ключевых понятий психологического направления языкознания. Сущность языковой способности может рассматриваться со следующих позиций:
- языковая способность является биологически обусловленной, а его развитие происходит по мере развития ребёнка (эта точка зрения принята в американском психологическом языкознании);
- языковая способность представляет собой образование социальной природы, то есть его формирование происходило в процессе развития коммуникативной деятельности (эта точка зрения была принята в советском, а затем и в российском психологическом языкознании).
Поскольку языковая способность рассматривается как некая подсистема, то с точки зрения системного подхода в языковой способности выделяют элементы и уровни.
Под элементами понимают элементы языковой системы, которые отражены и обобщены человеческим сознанием в виде прескрипторных правил, связывающих элементы языковой способности. Эти правила, имея скрытый, неосознаваемый психолингвистический характер, предписывают человеку, собирающемуся высказаться, то или иное употребление и сочетание элементов.
Посредством этих прескрипторных правил совокупность связанных элементов образует функциональную подсистему, которая представляет собой уровень языковой способности. Считается, что уровень языковой способности соответствует уровню языковой системы, поэтому можно выделить следующие уровни языковой способности:
- фонетический уровень;
- лексический уровень;
- грамматический уровень (включая словообразовательный подуровень);
- синтаксический уровень.
Таким образом, лингвисты при изучении строения и функционирования языковой способности, как правило, репрезентируют языковые системы в языковую способность, устройство её уровней, прескрипторные правила выбора её элементов. Использование этого способа позволяет полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности, функционирование языковой системы в речевом общении.
Вопрос о врождённости языковой способности
В языкознании существуют два противоположных представления о происхождении и формировании языковой способности. Как было указано выше, эта категория отличатся в американской и российской лингвистических традициях.
Позицию американских лингвистов о биологической природе языковой способности и её развитии в ходе онтогенеза человека разделяют представители порождающей (также называемой генеративной, трансформационной) грамматики. Они утверждают, что языковая способность является врождённой, поскольку её созревание генетически детерминировано и осуществляется во многом независимо от подкрепления, несмотря на то, что развитие языковой способности обуславливается, в первую очередь, воздействием речевой среды. Однако сторонники функциональных лингвистических теорий оспаривают изложенную выше позицию и преимущественно обращают внимание на функционирование языка как средства общения в социальных группах.
В современной лингвистике гипотеза о врождённости языковой способности является довольно распространённой, поскольку в её пользу приведены многочисленные аргументы (например, тезис о том, что уровень речевого опыта ребёнка недостаточен для усвоения им языка).
Изучение языковой способности современной лингвистикой
Концепция языковых способностей впервые была предложена в 1960-х годах американским лингвистом Ноамом Хомским. По его мнению, языковая способность представляет собой инстинктивную умственную способность, благодаря которой человек (в первую очередь, ребёнок) овладевает и осваивает новый язык.
Данная концепция является составной частью одной из теории нативизма (психического развития) - теории речевого онтогенеза. Согласно этой теории, люди рождаются с инстинктом или «врожденной способностью» к овладению языком.
Основным аргументом, который подтверждает концепцию языковых способностей, является аргумент так называемой «бедности стимулов», который утверждает, что, если дети не имеют значительных врожденных знаний грамматики, они не смогут изучить язык так же быстро, как они бы изучили в противном случае. Это объясняется тем, что они никогда не имеют доступа к отрицательным доказательствам (то есть того, что невозможно в языке) и редко получали прямые инструкции на своем родном языке.
Другое основное положение концепции языковых способностей Хомского заключается в утверждении языков в качестве почти бесконечных последовательностей словоформ и грамматических правил. Затем эти словоформы организуют грамматически правильные последовательности слов, которые можно объединить в ограниченном лексиконе каждого независимого языка.
Таким образом, концепции языковых способностей поручено выбрать, какая из большого числа грамматик является подходящей для человека, например, ребенка, для изучения языка. Тем не менее, идеи Хомского приводят к некоторым проблемам, например, как эта концепция может сделать выбор правильной грамматики, при существовании таких теоретических концепций, как идея бедности негативных доказательств, рассматриваемая другим американским лингвистом Брайаном МакВинни, врожденная универсальная грамматика, обучение без ошибок и другие.
МакВинни, фокусируясь на бедности негативных доказательств, утверждает, что нет достаточных доказательств для поддержки безошибочного обучения и существования универсальной грамматики, изложенной Хомским. Эта система была бы «предсказательной», если бы она была построена, поэтому при этом набор языковых способностей будет олицетворять уже установленную универсальную грамматику.