Понятие тюркской филологии и предмет ее изучения
Тюркская филология – это целостный комплекс научных гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением языков, литературы, истории, фольклора, религии, этнографии, духовной и материальной культуры тюркоязычных народой в прошлом и настоящем
Изначально под тюркской филологией понимали сугубо филологическую науку, изучающую тюркские языки и литературу.
Географическая области интересов тюркологов занимает огромное пространство – от Якутии на крайнем севере до Кипра на юго-западе, от Китая на востоке до стран Ближнего Востока на юге.
На сегодняшний день общая численность тюркских народов, этнических групп и меньшинств, по разным оценкам достигает 150-165 миллионов человек. Примерно 20 миллионов человек владеют одним из тюркских языков, как вторым или третьим. Но нельзя смешивать это знание и этническую принадлежность.
Наиболее ранние тюркские тексты датированы 600-800 гг. н.э.
Религия древних тюрков – тенгрианство. На сегодняшний день, разными тюркскими народами исповедуется разная религия. К основным религиям относятся ислам, христианство, буддизм и коренные религии. В основном, коренные тюрки – мусульмане-сунниты. Последователи буддизма среди тюркских народов сегодня – только жёлтые уйгуры и тувинцы. Чуваши и гагаузы преимущественно исповедуют православное христианство, а караимы – иудаизм.
Количество тюркских языков определяют по-разному. Например, коллективная монография, изданная АН СССР в 1966 году насчитывает 23 живых языка. Учебное пособие А.А. Реформатского содержит информацию о 25 живых и 7 мертвых языках. В монографии Н.А. Баскакова значится 27 живых и 12 мертвых языков. Новейшая коллективная монография «Тюркские языки», изданная Институтом языкознания РАН в рамках серии «Языки мира» 1997 года, включает 39 живых и 15 мертвых тюркских языков.
В России студентов-тюркологов готовят в МГИМО, ИСАА, СПбГУ, МГЛУ, РГГУ, Военном университете МО, ИВ РАН, Казанском государственном университете, Челябинском государственном университете, Сибирском Федеральном Университете и многих других вузах страны. Знания экспертов в области тюркской филологии востребованы как в лингвистике, так и в культуре, а также эти знания используют политология, журналистика, социология, статистика, антропология и пр.
История тюркской филологии
Наиболее важные источники для тюркской филологии –древнетюркские рунические надписи, так называемые орхоно-енисейские надписи VIII-X веков и памятники, написанные староуйгурскими рунами в VIII-XVI веках.
Первый серьезный труд по тюркским языкам – «Собрание тюркских наречий», составленное в XI веке кашгарским тюркским ученым Махмудом ал-Кашгари.
В ХV – ХVII веках главное направление в тюркской филологии – изучение Османской империи и османского языка.
В 1795 году в Париже открыли первую в западном мире высшую школу, посвященную изучению тюркских языков – Школа живых восточных языков».
В России изучение тюркской филологии зародилось во второй половине ХVIII века. До этого описание тюрок встречалось только в русских летописях и отдельных сочинениях. В 1787 году академик П.С Паллас выпустил лексикон «Сравнительные словари всех языков и наречий», изданный в Санкт-Петербурге, в нем содержится лексический материал татарского, мишарского, башкирского и прочих тюркских языков.
Тюркская филология до середины ХIХ века развивалась в качестве комплексной дисциплины, изучающей тюркские языки, а также исторические и литературные памятники, частично нумизматику, этнографию и фольклор тюркоязычных народов.
В 1863 году в Петербургском университете на базе факультета восточных языков была создана кафедра истории Востока, где самостоятельное развитие получило изучение истории тюркских народов.
В России тюркская филология в качестве самостоятельной дисциплины была сформирована во второй половине ХIХ века. Большое значение в процессе ее развития и становления принадлежит исследованиями:
- Казембака М.А. («Грамматика турецко-татарского языка» 1839 г.),
- Бетлингка О.Н. («Грамматика якутского языка» 1851 г.),
- Мелиоранского П.М. («Арабская филология о тюркском языке» 1900 г.),
- Самойловича А.Н. («Опыт краткой крымско-татарской грамматики» 1916 г.).
В развитии тюркской филологии в дооктябрьский период большой вклад был внесен российскими учеными: Радиловым В.В., Хальфиным И., Валихановым Ч.Ч., Катановым Н.Ф.
В советский период значительный вклад в изучение тюркской филологии был внесен Богородицким В.А., Маловым С.Е., Ахатовым Г.Х., Ашмариным Н.И., Баскаковым Н.А. и пр.
Огромная работа былапроделана в направлении изучения говоров и диалектов тюркских наречий, разработки грамматической системы и составления научной грамматики и фразеологических словарей. Большой толчок к развитию получила тюркская лексикография, специалисты составили и опубликовали национально-русские и русско-национальные многотомные толковые и терминологические, а также диалектологические словари. К списку достижений советских исследователей тюркской филологии можно отнести сравнительную фонетику и морфологию, а также синтаксис тюркских языков, которые были разработаны советскими учеными.
Проблематика тюркской филологии также разрабатывались учеными из Болгарии (Глыбовым, Тодоровым), Венгрии (Неметом, Хазамом, Рона-Таш), Польши (Зайончковским, Трыярским), Турции (Аратом, Аталайем), Германии (А. фон Габеном, Г. Дорфером), Швеции (Яррингом, Юхансоном), США (Менгесом, Голденом) и других стран.
В 30-ых и 40-ых годах ХХ века многих известных ученых-тюркологов в СССР репрессировали. Например, по ложному обвинению в шпионаже были расстреляны профессор Чобан-заде (1937 год), профессор Поливанов, академик АН СССР Самойлович (1938 год) и многие другие.