Общее представление об обусловленных фонетических изменениях
Обусловленные фонетические изменения делятся на первичные и вторичные, иначе – основные и периферийные.
Первичные изменения обусловлены непосредственно действием фонетических законов, которые свойственны языку на определённом этапе его развития, как, например, уподобление по глухости/звонкости двух соседних согласных – глухого и звонкого. Они, как правило, обязательны, обладают высокой степенью системности и абсолютной предсказуемостью.
Вторичные изменения связаны с фонетическими законами языка через посредство первичных. Во многих случаях они факультативны и зависят от внешних, социолингвистических факторов. Их степень системности низкая, и, как правило, они непредсказуемы.
К важнейшим первичным изменениям относятся:
- ассимиляция;
- диссимиляция;
- аккомодация.
Отличительные черты и разновидности ассимиляции
Ассимиляция – это фонетический процесс, при котором звуки уподобляются друг другу частично или полностью, в результате чего становятся более похожими друг на друга или одинаковыми.
Этот термин произошёл от латинского слова «assimilatio», которое переводится на русский язык как «уподобление».
В процессе ассимиляции участвуют два звука – ассимилирующий и ассимилируемый, или, по-другому: независимый, или сильный и подчинённый, или слабый. Так, в слове «второй» согласный «в» (слабый) произносится как соответствующий ему глухой «ф» под влиянием сильного глухого «т», а в слове «степь» слабый согласный «с» произносится как мягкий под влиянием сильного «т» мягкого. С учётом фонетических свойств звуков, которые участвуют в ассимиляции, а также в зависимости от удалённости подчинённого звука по отношению к независимому, от положения их в слове относительно друг друга и от конечного результата выделяется четыре типа ассимиляции:
• фонетические звуки уподобляются по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости, по месту образования и по типу артикуляции; • по удалённости между сильным и слабым звуками выделяется два типа ассимиляции: контактная – взаимодействие двух рядом стоящих звуков, и дистактная – взаимодействие не соседних звуков, которые разделены несколькими звуками; • по положению в слове сильного и слабого звуков выделяется два типа ассимиляции: прогрессивная, при которой сильный звук находится перед слабым и оказывает на него влияние, совпадающее по своему направлению с последовательностью произношения звуков в потоке речи, и регрессивная, при которой, наоборот, сильный звук находится после слабого и оказывает на него влияние, противоположное направлению произношения звуков в потоке речи; • по конечному результату преобразования звуков не менее похожих в более похожие образуются два типа ассимиляции: неполная, при которой взаимодействующие звуки остаются разными, но сблизившимися между собой по какому-либо признаку, и полная, при которой разные взаимодействующие звуки превращаются в два одинаковых звука, которые в потоке речи обычно сливаются и произносятся как один долгий звук.
Разновидностью прогрессивной ассимиляции гласных является сингармонизм, который представляет собой фонетический процесс, заключающийся в том, что в слове употребляются гласные или только переднего, или непереднего ряда. Русскому языку, как и другим индоевропейским языкам, это явление не свойственно. Сингармонизм представлен в языках таких семей, как финно-угорская и тюркская.
Другой разновидностью ассимиляции гласных, ассимиляции регрессивной, является умлаут. Это фонетическое изменение, которое заключается в том, что гласные корня уподобляются по ряду гласным окончания.
Характеристика диссимиляции как фонетического изменения
Диссимиляция – это фонетическое изменение, при котором из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются разные или менее похожие звуки.
Этот термин произошёл от латинского слова «dissimilatio», которое переводится на русский язык как «расподобление».
По своим результатам диссимиляция считается процессом, который обратен ассимиляции. В связи с этим диссимиляция так же, как и ассимиляция, характеризуется следующими понятиями – по звонкости/глухости, по типу артикуляции, по результату, по направлению, по удалённости взаимодействующих звуков.
В результате диссимиляции – контактной, регрессивной, по типу артикуляции в русском языке образовались формы инфинитива «сесть», «вести», «плести», «мести», которые восходят к более древним формам: «седти», «ведти», «плетти», «метти».
Основные понятия об аккомодации
Аккомодация представляет собой фонетический процесс, который характеризуется участием разнотипных звуков – гласных и согласных.
Этот термин произошёл от латинского слова «accomodatio», которое переводится на русский язык как «приспособление».
Влияние согласных на гласные проявляется в двух направлениях – после мягких согласных и перед мягкими согласными.
Результат аккомодация гласных представлен в аллофонах, которые реализуются после мягких согласных, которые оказывают влияние на произношение гласных, и гласные произносятся как более передние – по сравнению с их нейтральным произношением (например, «лук – люк», «нос – нёс», «мал – мял»). В данном случае аккомодация имеет место благодаря тому, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего. Другими словами, мягкий согласный сильный, гласный – слабый, подвержен влиянию согласного. Следовательно, аккомодация – прогрессивная.
Подводя итог, можно сказать, что охарактеризованные выше типы фонетических изменений распределены в структуре языка неравномерно. При этом для каждого языка характерны свои особенности. Так, в русском языке представлена ассимиляция согласных и полностью отсутствует ассимиляция гласных в отличие от умлаута в немецком и сингармонизма в тюркских и финно-угорских языках.