Изучение произведений как части литературных сводов
Текстология – это дисциплина, которая занимается изучением истории текстов. Однако история текстов представляет собой ни что иное, как историю создателей и авторов этого текста. В связи с этим текстология как самостоятельная наука близка к литературоведению, которое изучает литературу (в широком смысле – совокупность всех созданных текстов) как явление человеческой культуры.
Текстология не может развиваться без результатов литературоведения, которое предполагает всесторонний подход к изучению текста. Тем самым был переосмыслен и пересмотрен ранее используемый в текстологии принцип целостного изучения рукописной традиции. Таким образом, произведения должны быть собраны в своды и изучены как единое целое (причём это касалось не только летописей, как раньше).
До сегодняшнего дня подавляющее большинство литературных произведений дошло не как отдельные тексты, а в составе сложных и чересчур обширных сводов – так называемых, компиляций. Они представляют сочинения, которые были созданы на основе чужих литературных произведений без их самостоятельной обработки. Компиляции пользовались большой популярностью у книжников в Средние века, как правило, составлялись по какой-нибудь одной крупной теме и были подчинены определенной концепции.
Подобные компиляции являются огромными источниками для текстологических исследований. Они включают в свой состав набор многообразных литературных произведений, которые относятся к различным историческим периодам, созданы авторами различной национальности, написаны в различных функциональных стилях и т. д. Для отечественной текстологии наибольшую значимость имеют компиляции следующих произведений:
- переводные произведения – например, «Житие Константина и Елены», «Сказание о построении Софии Цареградской», «Александрия», «Сказание о Феофиле»;
- поучения – например, «Поучение» Владимира Мономаха;
- жития – например, житие Александра Невского, житие Дмитрия Донского;
- исторические повести – например, «Слово о полку Игореве»;
- хождения – например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина;
- летописные своды – например, «Повесть временных лет» Нестора.
Кроме того, подобные своды создавались в других, мало распространённых, но не мало значимых формах – патерики, степенные книги, территориальные повести (например, новгородские), азбуковники, физиологи, космографии. Также для русской текстологии важны своды произведений, посвящённых библейской, византийской, греко-римской истории.
Современное изучение древних текстов опирается на учете следующего принципа: произведения, которые были включены в состав данных сводов, изменялись вместе со всем сводом. То есть изменения, которые отмечены в изучаемом произведении, наверняка соответствуют изменениям соседних произведений. Это было связано с тем, что автор свода, переписывая целую группу произведений, изменяет их всех в каком-то одном определенном направлении. В том числе это касается ошибочных изменений, совершая тем самым одинаковые ошибки во всех текстах.
Таким образом, при изучении истории какого-либо произведения следует обратиться к изучению его постоянного сопровождения, что позволяет многое понять в лигатурной судьбе изучаемого произведения. Современная текстология только начала применять в своих исследованиях указанный метод, однако можно утверждать, что его использование сулит увлекательные перспективы для науки.
Учёт взаимовлияния литературных произведений, изучаемых в текстологических работах
Помимо обращения к постоянному сопровождению изучаемого текста (то есть его изучение в составе сводов) необходимо учитывать литературную традицию того времени, взаимовлияние различных памятников друг на друга, в том числе постоянные заимствования между ними.
Для эпохи Средневековья ещё не было характерно представление о праве интеллектуальной собственности на литературные произведения. В связи с этим в то время было отмечено постоянное стремление в улучшении одного произведения за счет другого.
Данная особенность обусловила наличие свидетельств о том, что существовало конкретное произведение, но, к сожалению, не дошедшее до нас, или же возможность составления представления о древнейшем виде изучаемого произведения, который сохранился только в поздних списках.
Это обстоятельство заставляет современных литературоведов, осуществляющих текстологическую работу над древним произведением, учитывать не только все списки и тексты, в которых отразилось в той или иной форме изучаемое произведение, но и те тексты, которые оказали определенное влияние на него.
Роль текстологии в издании литературных произведений
Кроме того, текстология и литературоведение связаны между собой следующим образом. Издание литературного произведения основывается, помимо прочего, на его текстологическом изучении. Издание текста представляет собой один из способов практического применения результатов исследований, проведенных в области текстологии.
Текстология, став самостоятельной научной дисциплиной, положительно отразилась на издании произведений. В обратном случае текстология подчинялась бы механическим законам функционирования, что приводило бы к выработке одних и тех же способов изучения текста и подходов к нему.
Самостоятельный характер развития текстологии обусловил всестороннее ознакомление с историей текста произведения. Только на его основе издателям можно сделать объективные выводы – какой текст издавать, в какой форме и какими приемами.
Единственное текстологическое правило, которое обладает свойством всеобщности, заключается в том, что необходимо во всём соблюдать строгую историчность и всегда учитывать историю текста. Однако кроме этого правила все тексты являются неповторяемыми по своим принципам, что обуславливает «особенность» всех текстов.