Текстология – это самостоятельная научная дисциплина, которая выделилась из филологии и занимается выявлением первоисточников литературных произведений и письменных документов и изучением истории их изменений.
Сущность исследовательской работы текстолога
Изучением текста литературных произведений, его жизни (от создания до редактирования, распространения, переработок и использования в наши дни) занимается самостоятельная научная дисциплина, сформировавшаяся на основе филологии – текстология. Специалистами в области текстологии и исследователями, выполняющих текстологические работы, являются текстологи.
Основная задача, которая стоит перед текстологом и должна быть им решена, заключается в том, чтобы установить верный текст литературного произведения для его последующего издания. Однако её сопровождают несколько проблем:
- во-первых, не всегда «правильный» текст и «канонический» текст понимаются исследователями одинаково, что обусловило разные пути восстановления текста одного и того же произведения;
- во-вторых, в текстологии получило распространение «критическое» издание текстов, что предполагает возникновение новой формы памятника на основе объединения двух элементов чем-нибудь схожих вариантов;
- в-третьих, в прошлом веке достаточно важное место в текстологии было отведено психологическому аспекту, так называемой, «воли автора» текста.
Таким образом, текстолог занимается научным изучением текста и восстановлением его первоначальной или наиболее лучшей редакции литературного памятника. Для этого текстолог-исследователь должен обратиться к его многочисленным источникам и изданиям, заняться восстановлением их истории. А для решения этой задачи работа текстолога должна включать исторический аспект, поскольку одностороннее исследование текста не может достоверно и точно отразить необходимую форму текста.
Исторический аспект в работе текстолога
Современная текстология в настоящее время предъявляет к текстологическому изучению рукописей требования, в основе которых лежат особенности рукописной и языковедческой традиции. Это означает, что в процессе исследования необходимо учитывать характер бытования и жизни изучаемого памятника, особенности их переработок, сделанных в различных исторических эпохах.
Исследователю необходимо видеть за каждым произведением породившую его жизнь, в том числе и реальных людей: авторов и соавторов, редакторов, переписчиков, составителей летописных сводов и списков и т. д. Следует учесть их психологию, возникшие и развитые в их мышлении идеи, мысли, явные и «тайные» намерения, сформированные у них представления о литературе, литературном языке и литературном жанре.
Это обстоятельство обуславливает обязанность текстолога быть не только историком собственно текста, но и историком в широком смысле этого слова. Для того, чтобы сделать какие-либо практические выводы (в частности, для издания изучаемого текста, для классификации его списков, для реконструкции текста и т. д.), текстолог должен провести всестороннее исследование, в результате которого будут использованы все возможности для установления конкретной картины реального (имевшего место) изменения текста, кто его изменял и в каких целях, а также определения конкретных исторических условий, сопровождавших создание авторского текста и его последующие переработки различными редакторами.
Применение исторического подхода к текстологическим исследованиям
Применяемый к вопросам текстологии исторический подход, с одной стороны, не отменяет необходимости внешней классификации сводов и списков, содержащих изучаемый памятник, а с другой стороны, не является только лишь историческим пояснением к тому, что было добыто на основании одних только внешних признаков.
Если бы исторических подход и вправду служил только историческим пояснением, то его роль к текстологическим вопросам была бы ограничена решением своеобразной комментаторской задачи. При этом на первом этапе изучения текста методика проведения текстологической работы оставалась бы прежней.
На самом деле исторический подход к изучению бытования текста произведения должен пронизывать всю методику анализа списков. А учёт отмеченных в тексте изменений и различий должен соответствовать не количественному признаку, а тому значению, которые они имели. Применение разных способов учёта изменений в результате может вызвать довольно сильные различия.
В качестве примера, с помощью которого можно проиллюстрировать указанное различие, можно взять памятник русской литературы XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Если разделить списки указанного произведения сообразно внешним признакам, не анализируя происхождение имеющихся различий, то можно прийти к выводу, что не следует выделять отдельные редакции «Сказания», поскольку внешние различия между списками являются недостаточно великими.
Однако если текстолог примет на себя роль историка и проанализирует историю текста списков «Сказания» в тесной связи с исторической действительностью и с тогдашней рукописной традицией, то он придёт к выводу, что изменения в списках, первоначально внешне незначительные, совершенно отчётливо делят эти списки на две редакции, каждая из которых имеет собственную, вполне определённую, полноценно значимую и строго очерченную политическую функцию. Таким образом, используемый в своих исследованиях текстологом исторический подход требует, чтобы его работа не ограничивалась тщательным сопоставлением списков, выявления внешних различий и составления генеалогических таблиц. В связи с применением этого подхода у текстолога появляются дополнительные обязанности. В целом их можно сформулировать следующим образом:
- постоянное стремление исследователя к конкретному историческому пониманию и осознания всего того, что было выявлено на первом (пока что чисто «внешнем») этапе его работы;
- построение исследователем окончательных выводов совместно с представлением в воображении картины «объясненной», реальной жизни изученного памятника.