Общая характеристика изменений, сознательно вносимых книжником в текст
Большое значение в изучении работы древнерусского книжника имеют вносимые им в текст произведения сознательные изменения. Именно они должны, в первую очередь, привлечь внимание текстолога. Этот связано с тем, что подобные изменения текста гораздо серьёзнее, чем допускаемые писцом обычные «механические» ошибки.
Сознательные изменения могут быть внесены в текст только книжником высокого ранга, а не простым переписчиком. По сути, он превращается в соавтора произведения, поскольку им создаётся новая редакция текста. В связи с этим именно эти изменения более интересны для исследователей – они стремятся прежде всего выявить именно их.
Современная текстология, несмотря на многообразие созданных классификаций, в первую очередь, выделяет два основных типа сознательных изменений, вносимых книжников в текст произведения:
- идейные изменения текста – это целенаправленное создание текста с иным по сравнению с оригиналом набором идей и основополагающих идеологических установок;
- стилистические изменения - это целенаправленное создание текста с иным по сравнению с оригиналом стилем изложения.
В данной статье будет рассмотрен механизм стилистической правки писцом текста произведения.
Описание стилистических изменений, совершаемых древнерусскими книжниками
Стилистические изменения текста, в сравнении с идеологическими, считаются более простыми и однообразными, поэтому их изучение является более лёгким – в целях удобства исследователь должен заняться ими в первую очередь.
Самыми частыми стилистическими изменениями текстов, которые вносили в них древнерусские книжники, являются следующие правки:
- стилистическая «модернизация» текста, то есть приведение текста в соответствие с современными требованиями написания текста;
- стилистическая «архивация» текста, которая заключается в переписи текста на более древнем, архаичном варианте языка;
- «распространение» текста, которое представляет собой его усложнение посредством добавления различного рода стилистических украшений;
- сокращение текста, под которым понимают исключение из текста произведения излишних стилистических оборотов.
Обычным делом для древнерусского книжника, который провёл над текстом стилистические работы того или иного толка, было собственное признание о них, а также создание своеобразных предупреждений для читателей. В качестве примера можно привести следующее заявление составителя Степенной книги XVIII в., которое было расположено в одном из заголовков: «Княжение великого князя Иоанна Васильевича в России написано из Степенной книги князя Василия Урсова со изъятием избыточественых речений».
Также с точки зрения изучения стилистических работ важно то, что древнерусские книжники неоднократно заявляли о своём желании составить «украшенное» житие святого. Например, до наших дней дошла и сохранилась особая статья, составленная в конце XV в. – «О сотворении жития и началников Соловецких - Савватия и Зосимы».
Эта статья значима с точки зрения рассмотрения механизма составления жития в Древней Руси. Помимо прочих сведений (причём весьма интересных) эта статья включала в себя описание того, как искали древнерусского книжника, «могущего украсити, якоже подобает» уже сочинённое житие Савватия и Зосимы Соловецких – наполненное в достаточном объёме фактами, но не украшенное «словесы».
Особенности внесения древнерусским книжником в текст стилистических изменений
В целом, сознательные стилистические изменения, которые были внесены в текст древнерусским книжником, не всегда могут быть заметны. Также возможно и бессознательное совершение стилистических изменений текста произведения.
Например, чтобы модернизовать текст (то есть осовременить его орфографию и стилистику), древнерусскому книжнику не всегда приходилось сознательно определять прилагаемые им усилия для этого. А вот архивация текста, наоборот, не могла быть (даже в случае самых незначительных правок) результатом бессознательных действий (например, в случае замены стяженных форм XV-XVI вв. на древние нестяженные). То есть требовалось целенаправленно заменять каждое слово, и вообще – специально провести целое лингвистическое исследование, которое, между прочим, представляет в настоящее время огромный интерес и практическую пользу для текстологов.
Стоит особо выделить такую группу сознательных стилистических изменений, которые представляют собой изменения, вводимые не в целях преобразования стиля как такового. Древнерусские книжники вносили подобные изменения только для того, что увеличить или сократить объём текста, причина чего кроется в воздействии внешних обстоятельств, например, недостаточном количестве листов или стремлении книжника более красиво разместить на них текст.
Стоит обратить внимание на то, что древнерусский книжник, сокращая либо расширяя текст, пытался никоим образом не затронуть его содержание, но при этом уместить его в рамки заданного объёма, или же, наоборот, заполнить возникшую на листе пустоту или место перед иллюстрацией и т.п.
Стилистические изменения, которые вносились в древнерусские памятники литературы, отличались одной существенной чертой. Она заключалась в том, что в памятниках, подвергшихся стилистическим изменениям, было слабо заметно индивидуальное стилистическое своеобразие авторской работы. Всё дело в том, что авторы меняли свою манеру работы в зависимости от того, в каком жанре они пишут, а также от предмета изображения (то есть от того, о чём они пишут). В связи с этим древнерусский книжник, редактируя текст, отражал в нём требования эпохи (а не свои индивидуальные требования к стилю), требования жанра и, наконец, требования литературного этикета.