Основные стадии становления лингвистики как науки
Становление лингвистики как науки – это историческое развитие теоретико-практических наработок в языкознании.
В трудах языковеда П.Б. Паршина отмечается, что во второй половине XX в. в языкознании теория превалирует над методологией, уже потеряв определенный предмет. В поисках нового предмета она утратила связь с эмпиризмом, а потому несовместима с актуализацией дедуктивизма. Современная лингвистика переходит в когнитивную плоскость, включая дискурс, этнометодологию и т. д., опирающиеся фактически на герменевтику.
История языкознания – это история развития лингвистических направлений, течений, определяемого многочисленными факторами – как внутреннелингвистическими, так и внеязыковыми.
Становление науки о языке прямо и косвенно связано с производственной сферой. Оно определяется потребностями и общественными возможностями. В значительной степени развитие науки обусловлено общекультурным уровнем в стране, традициями в этой области науки. Но есть определенные универсальные закономерности, характерные и для других отраслей науки.
Как и в литературоведении, в языкознании традиционная описательная историческая лингвистика сменилась модерновым формализованным структурализмом, а в конце, последней четверти, XX в. она уступает место постмодерному антиструктурализму в виде когнитивной лингвистики, дискурса и т.д. с повторным обращением к значению.
Проблема становления лингвистики перестает быть чисто лингвистической, хотя языковедческий аспект приобретает немалую значимость.
Европейская лингвистическая традиция – это совокупность отраслей, методов и принципов описания и изучения языка, исторически сложившаяся в рамках европейских науки и искусства.
Несмотря на то, что в европейской языковедческой традиции есть множество школ и направлений, она в целом составляет единую науку о языке. В развитии языкознания в Западной Европе можно выделить три стадии:
- VI-XII вв. – рождение схоластической логики, грамматика функционирует как вспомогательная дисциплина;
- XIII-XIV вв. – так называемый предренессансный период, когда европейские ученые ознакомились с трудами Аристотеля, когда грамматика с вспомогательной области науки становится частью философии. В этот период формируется концепция философской грамматики, составляются грамматики на греческом и древнеевропейских языках, возникает логико-грамматическая школа Модест;
- XV-XVIII вв. – рационалистический период, когда появляется грамматическая наука, происходит зарождение сравнительно-исторического языкознания.
Российский языковед В. З. Демьянков пишет о том, что, стартуя с лингвистической площадки, мы входим в сферу смежных дисциплин. Только совместными усилиями психологии, лингвистики, философии, компьютерологии можно ответить на вопрос о природе ума. Так, И.Т. Касавин, анализируя наследие философа В.С. Степина, справедливо говорит о взаимодействии науки и философии в философии науки.
В свою очередь, языкознание XX в. – это, на первый взгляд, конгломерат различных направлений, течений, концепций, теорий. Об этом свидетельствуют неустойчивость в их определении в аспекте общетеоретическом и методологическом, взаимопроникновение в теоретической проблематике и эволюция концепций многих ученых.
Эволюция взглядов на объект языкознания
Начиная с классической концепции, в дальнейшем трансформированной в описательную, языкознание, представленное в европейском языкознании и России, перешло в компаративизм (в Европе до 20-30-х гг. XX в., в России – со второй половины XX в.).
Классическое языкознание предшествует компаративистике, а, следовательно, и выделенному в ней натурализму, психологизму, молодограматизму, социологизму XIX в.
Собственно сравнительно-историческое языкознание и контрастивная лингвистика, начало которым положил Вильгельм фон Гумбольдт, а также оформленное уже в XX в. математическое языкознание в сочетании с психо-, социо-, этно и функциональной лингвистикой в процессе перерастания генеративной лингвистики в когнитивную создают современную научную парадигму с новым предметом и новым арсеналом средств исследования.
Классическому языкознанию предшествует языкознание доисторическое, языкознание древнейшего периода. В европейском языкознании специалисты по индоевропеистике и славистике ориентируются на языкознание Древнего Китая, Индии, Древних Греции и Рима, востоковеды – на языкознание Древнего мира, в частности Вавилона, хеттов, финикийцев и т. п.
Таким образом, исторически языкознание распадается на:
- классическое;
- структурное;
- постструктурное.
В истории литературы, искусства соответственно признают классический, современный и постмодернистский периоды. Языкознание начального периода, XIX и XX вв., связывается с описательной методикой, которая была определяющей до утверждения структурализма (в частности преобразования его в структурную лингвистику в Европе) и дескриптивизма в США.
Итак, на сегодняшний день фактически выделяются классическое языкознание, современный структурализм и постмодерн в языкознании, представленный функциональной и когнитивной лингвистикой. Уже в классическом компаративизме Европы и России складываются основы структурной синхронической лингвистики
Неудивительно, что в лингвистическом наследии Ф. де Соссюра, а также И. А. Бодуэна де Куртенэ фактически наблюдается дифференциация синхронического структурного и сравнительно-исторического языкознания. Следовательно, целесообразно дифференцировать описательное языкознание Древней Греции, Древнего Рима, арабское, языкознание средневековья и Возрождения в Европе, отдельно охарактеризовав американскую дескриптивную лингвистику.
В конце XIX - начале XX в. в Европе, а в начале XX в. уже в Советском Союзе социологизм в его гипертрофии превращается в социолингвистику, которая по-разному, в зависимости от идеологии и методологии, соотносит проблематику теории и практики науки о языке.
Психологизм XIX в. у е в лингвистическом наследии русского языковеда А.А. Потебни трансформировался в психолингвистику, которая бурно развивается во второй половине XX в., чтобы, соединив в себе принципы ранее трансформированной структурной лингвистики, представленной формализованной математической (созданной Н. Хомским) предстать в виде когнитивной.
Рисунок 1. А.А. Потебня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Среди отечественных языковедов нет четкой определенности относительно различия направлений и школ в лингвистике, поскольку, кроме неоправданного географического сочетания разнотипных групп ученых, их не объединяет ни общность предмета, ни методики исследования. И сегодня в мировом языкознании принято выделять направления, течения, школы лишь на основании того, что они осуществляли анализ единиц более высокого порядка определенными методами и приемами.