Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Синтаксис

Общие сведения о синтаксисе

Определение 1

Синтаксис – это раздел языкознания и составная часть грамматики, которая изучает построение словосочетаний и предложений.

Этот термин произошел от греческих слов «syn» и «taxis», которые переводятся как «вместе» и «порядок» соответственно.

Словосочетания и предложения, являясь предметом изучения в синтаксисе, выступают в роли синтаксических единиц, элементы которых объединены синтаксическими связами и отношениями.

Основной целью синтаксиса выступает разработка синтаксических правил и систем языковых процессов, по которым сочетаются слова и упорядочивается внутренняя структура предложений.

Структура предложений определяет расположением в них слов. В некоторых языках (например, английском) расстановка слов является фиксированной, и их перестановка изменит смысл предложения. А в других языках изменение мест слов в предложении допускается, поскольку смысл высказывания определяется грамматической формой слов, интонацией ее произношения.

Синтаксис непосредственно связан с мыслительной деятельностью человека по выражению окружающей действительности с помощью коммуникативных средств. Этот факт обуславливает характеристику синтаксиса как универсальной научной дисциплины как теоретического, так и прикладного характера.

Современное языкознание признает в качестве ключевого понятия в синтаксисе «предикативность». Этот термин был введен русским лингвистом Виктором Владимировичем Виноградовым, который понимал под ним основную синтаксическую категорию и ключевой признак предложения. Предикативность определяет соотношение содержания предложения к окружающей действительности. Таким образом, предложение рассматривается вместе с особенностями грамматического и синтаксического построения.

Кроме того, В. В. Виноградов ввел понятие «коммуникативности», под которым подразумевается построение человеком предложения в определенной грамматической форме для передачи в конкретный момент времени информации другому человеку.

Замечание 1

В последнее время результаты синтаксиса стали активно применяться в компьютерных и информационных науках для создания формальных (технических) языков.

Готовые работы на аналогичную тему

Синтаксические классификации

Языки мира классифицируются по степени их родства, которая устанавливается в том числе через сравнение их синтаксических строев, основными из которых являются:

  • номинативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят субъект действия (встречается в большинстве мировых языков);
  • эргативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят объект действия (например, аварский язык);
  • активный и инактивный синтаксические строи, по которым противопоставляются не субъект и объект, а активное и инактивное начала (характерны для многих автохтонных языков Северной и Южной Америки);
  • инкорпоративный синтаксический строй, в котором в одно морфологическое целое объединяют языковые единицы с собственными лексическими значениями (например, самодийские языки);
  • нейтральный синтаксический строй, в котором акцентируется внимание на обозначение ролей подлежащего и сказуемого (распространено среди некоторых западноафриканских языков).

В зависимости от того, на что делают упор в синтаксисе, выделяют следующие его виды:

  • коммуникативный синтаксис (некоторыми лингвистами называется активным), который способствует реализации основной (то есть коммуникативной) функции языка посредством изучения процесса превращения слов в цельные высказывания, предложения и, как итог, связный текст, а также вопросов;
  • семантический синтаксис, который изучает текст в виде осмысленно связанных словосочетаний и предложений (простых и сложных) и ситуационно подходящих речевых высказываний;
  • статический синтаксис, который изучает синтаксические единицы по отдельности, а не в контексте конкретного текста, и классифицирует их без учета их функционирования в предложении (например, грамматические парадигмы склонения, спряжения).

Направления в исследовании синтаксиса

Вместе с развитием языкознания вообще исследования в области синтаксиса проводились с различных точек зрения и в рамках разных научных парадигм.

Отправной точкой в синтаксических исследованиях является взгляд ученого-лингвиста на связь мышления, сознания и языка. Выделяют три группы ученых:

  • одни считают, что мышление не связано с языком и речевой деятельностью, поскольку процесс мышления осуществляется по заложенному в сознании универсальному механизму;
  • другие полагают, что мышление неразрывно связанно с языком и не может существовать без него;
  • третьи предполагают, что процесс мышления может осуществляться как через язык, так и без него.

Термин «синтаксис» был введен древнегреческими философами-стоиками, которые первые рассмотрели строение текста как науку.

Философская мысль того времени рассматривала язык как средство обозначения предметов окружающего мира. В дальнейшем это понятие расширили до обозначения мыслей, чувств, эмоций и тому подобное. При этом для их выражения одного слова было недостаточно, поэтому слова стали конструировать в предложения.

В период Средневековья в философских трудах синтаксис рассматривался как универсальная категория и содержательная часть грамматики.

Основными направления синтаксиса в XIX-XX веках были логическое, психологическое и формальное, в каждом из которых предложение рассматривалось с позиций данных научных дисциплин.

Современное языкознание и синтаксис, в частности, переживают период бурного развития. Этим вызвано многообразие лингвистических гипотез и концепций при изучении языковых явлений. Так, в настоящее время изучаются такие стороны синтаксических единиц, как их значение, структуры, применение на практике.

Таким образом, синтаксические проблемы являются актуальными и одними из главных для современного языкознания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис