Истоки осознания главной задачи текстологии
Предмет и задачи текстологии – это основные направления деятельности текстологов для решения проблем, продиктованных наукой о тексте.
В системе филологических знаний текстология занимает особое место, поскольку относится к тем дисциплинам, которые принято называть фундаментальными. Однако такое понимание пришло не сразу. Как науке ей пришлось пройти долгий, нелегкий путь самоопределения и самоутверждения, несмотря на то, что истоками своими уходит древних античных времен.
Уже в 3-2 ст. до н.э. факт изучения рукописей в филологии получил научный статус. Это связано с одной стороны, с формированием знаменитой Александрийской библиотеки, где проводились работы по
- индексации;
- сохранности рукописных произведений и книг;
- определение их истинности через отграничение от подделок и контаминаций.
С другой стороны, это связано с образованием учеными-грамматиками филологической школы, в поле зрения которой находились вопросы изучение достоверности текстов. Для определения своей деятельности ими впервые был употреблен термин "критика", что в переводе с греческого значит "исправляю", "проверяю", проектируемая на толкование и комментирование освобожденных от искажений гомеровских поэм "Илиада" и "Одиссея", других древнегреческих драматических и поэтических произведений.
С тех пор понятие критика текста прочно вошло в научный обиход, получив современные аналоги:
- Textkritik;
- "филологическая критика".
Подтверждение этому можно найти во многих известных работах по "критике (поэтического) текста". Но, в современном его использовании существует, "опасность спутать с тем, что называется" критикой "в более распространенном смысле: выявление, раскрытие недостатков, - с "литературной критикой".
Первоначальное значение слова" критика "(например, у древних греков) не имело такого оттенка, "критика" (греч.) означало искусство:
- разбирать;
- обсуждать;
- рассуждать;
- оценивать.
Поэтому в научной речи нашего времени слово "критика", кроме обычного своего значения, означает объективное рассмотрение, аналитическое исследование какого-то явления, анализ источников и самого текста, проверка их достоверности и правильности.
"Критика" текста отнюдь не означает, что работа сводится к исправлению его для издания: "критика", по определению А. Потебни, обозначает систему приемов понимания произведения. Это и является основной задачей текстологии.
Диапазон предметной области текстологии
Предметом изучения текстологии литературы является текст как материально (графически) закрепленное языковое воспроизведение главной мысли писателя, его мышления. К тексту относятся любые записи автора, если они впоследствии, пусть и в переработанном виде, отразились в тексте произведения.
Запись нетворческого характера – конспект и выписка из документа, литературного и другого источника и т.д. - не имеют прямого отношения к тексту, только опосредованное, так как изучение их очень часто необходимо для правильного понимания авторского замысла.
Стоит отметить, что определенность текстологии как самостоятельной научной дисциплины, насущная необходимость дальнейшей разработки ее теоретических основ требует более глубокого обобщения принципов и методов изучения художественных памятников, принадлежащих к различным историческим эпохам, а не только предмета и задач.
Появление большого массива литературы, до недавнего времени изъятой из общественной жизни репрессивными режимами, ликвидация "белых пятен" в историко-литературном процессе, открытие целого ряда ранее неизвестных литературных, исторических, политических, биографических реалий требует не беглого, часто малоквалифицированного комментария, а прежде всего - существенного углубления в текст произведений, обстоятельного исследования творческой лаборатории художника.
Возросший уровень научных знаний, читательских запросов и интересов требует от современной текстологии широких, основательно толкований и назревших текстологических проблем, которые при необходимости выходят за узкие регистрационные рамки.
Очевидно, что анализ изменений текста в отрыве от содержания, трактованного в широком смысле как совокупность определенных общественно-исторических факторов, от исторической обстановки и знания исторических реалий, от общих проблем культуры, а также от анализа "писательской манеры" с присущими ей приемами образотворения, разработкой характеров, композиции, работой над языком, стилем и др. - это заблаговременное предопределение исследования не только на однобокость, но и ложность получаемых результатов.
Текстолог должен подробно представлять эпоху, в которой написано произведение, владеть информацией о личных и творческих связях писателя, свободно ориентироваться в особенностях языковой культуры определенного периода. Качество работы текстолога зависит не только от его научной компетентности, но и требует особой настойчивости и целеустремленности. Не случайно текстологов, наряду с библиографами, называют настоящими подвижниками науки.
Собственно, работа текстолога определенным образом напоминает черную работу в рудниках, откуда необходимо добыть не одну тонну руды, чтобы выплавить впоследствии качественный металл. Отсутствие (неопределенность) истинно авторского текста как исходной позиции достоверного знания не обеспечит объективности ни историко-литературного, ни теоретико-литературного анализа и вообще - воспроизведение целостной картины литературного процесса, где важными остаются вопросы авторства и датировки, комментирования и публикации произведений станут проблематичными.
Сегодня, благодаря достижению некоторых целей текстологии, многие имеют уникальную возможность как можно полно понять творческое наследие того или иного художника при всем разнообразии, вариативности смысловых узлов, через развертку различных редакций и вариантов открыть концептуальные основы мышления писателя, выявить контекстуальные и интертекстуальные планы его творчества. Генетические издание такого типа способствуют не только углублению историко-литературного, теоретического, биографического исследования, но и подтверждают старую истину - «рукописи не горят», создавая особую атмосферу отношений между читателем, автором и тем, о ком он пишет.