Первые сведения о письменности в славяноязычных странах
Письменность – это использование буквенно-звуковой (алфавитной) системы фиксации языка на плоскости с помощью условных графических знаков для упорядоченной передачи информации на расстоянии и закрепления ее во времени.
Письменность как форма материализации человеческого языка является поздним явлением. Среди нескольких тысяч языков сегодня менее трех сотен имеет собственную письменность, в т. ч. и славянские языки. Она является важным фактором фиксации, сохранения и развития языков и культур славянских народов и основой для возникновения славянской филологии.
В мировом языкознании длительное время господствовало мнение, что письменность у славян возникла в середине IX в. и была связана с религиозно-просветительской деятельностью солунских братьев-философов Кирилла и Мефодия. Такой взгляд основывается на отсутствии славянских письменных памятников, которые принадлежали к предыдущим векам, и на упоминаниях в древнейших письменных памятниках о создании для славян письма с принятием ими христианства.
Принимались во внимание, прежде всего, первые письменные свидетельства по этому поводу, которые существуют в трактате «О письменах» древнеболгарского монаха Храбра, прозванного черноризцем (от ц.-сл. риза – верхнее платье священников; парадное одеяние царей) и в «Повести временных лет».
В частности, Черноризец Храбр начинает рассказ о славянском письме словами, которые толкуют так: изначально славяне не имели письма, а когда были плохими, читали и гадали с помощью черт и резов. Далее он пишет о том, что когда они приняли христианство, то пробовали записывать славянскую речь беспорядочно, письменами:
- римскими;
- греческими
В «Повести временных лет» говорится, что после внедрения в Болгарии христианства в 858 г. по просьбе славянских князей Ростислава, Святослава и Коцела византийский император Михаил отправил в Моравию Константина и Мефодия, они для перевода христианских книг создали славянский алфавит, который прозвался грамотой словинской, «яже грамота есть в Руси и в болгарихь Дунайский». С этим согласилось большинство выдающихся славистов:
- Е. Копитар;
- П.-Й. Шафарик;
- Ф. Миклошич;
- А. Потебня;
- А. Шахматов;
- С. Булич;
- Б. Ляпунов;
- Л. Щерба;
- Л. Булаховский;
- Е. Георгиев;
- Л. Мошинский и др.
Однако это не означает, что славяне-язычники не имели письма и получили его только благодаря христианству. Неоднозначность ответа относительно возникновения письменности у славян обусловлено тем, что еще до принятия христианства и создания Кириллом (до посвящения в монахи Константином) и Мефодием славянской графики древние славяне пользовались письмом, о чем говорят исторические свидетельства и научные выводы. Такое положение является закономерным, поскольку внедрение и быстрое распространение письменности на всех славянских землях стало эпохальным культурно-историческим явлением, которое не могло осуществиться внезапно, без надежной общественно-политической и экономической основы, а также с точки зрения объективно обусловленных потребностей.
Сведения об основе письменности славяноязычных стран
Проблема заключается лишь в том, чтобы выяснить, в какой мере в результате просветительско-христианской деятельности Кирилла и Мефодия древнеславянское письмо было продолжением предыдущей письменной практики славян.
Одним из первых славистов, который исследовал проблему письменности славян в дохристианские времена, был российский языковед середины XIX в. А. Бодянский, который обратил внимание на слова в житии Кирилла (1494) о том, что Константин застал в Корсуне русскую грамоту, богом данную русинам. Уже в первой половине XX в. российский историк М. Никольский аргументировано предполагал, что это свидетельство является очень старым и относится к концу XI - началу XII в.
В Паннонской легенде есть упоминание о возникновении письменности у славян – как во время просветительской миссии к хазарам Константин нашел в городе Херсонес (в другом упоминании Корсунь, близ современного Севастополя в Крыму) Псалтырь и Евангелие с неизвестными буквами, которые все же сумел прочитать и понять. В совершенных описаниях те буквы являлись прилагательными, о природе и значении которых до сих пор продолжаются дискуссии.
Однако даже на основании этих письменных свидетельств, а также прямых и косвенных внеязыковых фактов можно аргументировано утверждать реальность использования письма славянами (прежде всего восточными) еще до принятия христианства. В частности, об использовании видоизмененного греческого письма в дохристианской Руси свидетельствуют греческие и арабские источники, договоры первой половины X в. между киевскими князьями Олегом и Игорем и Византией.
Научные предположения о существовании письменности в дохристианских славян во второй половине XIX в. отстаивал И. Срезневский. Ученый утверждал, что уже в конце VI - начале VII в. до середины IX в. славяне, прежде всего восточные, пользовались греко-славянским письмом, которое Константин взял за основу, усовершенствовал и вместе с братом и создал глаголицу. Этого мнения придерживались В. Миллер, В. Ламанский, С. Обнорский, В. Истрин и др.
В 1958 г. на IV Международном конгрессе славистов в Москве развернулась дискуссия о происхождении письменности у славян между болгарскими, во главе с Э. Георгиевым, и советскими во главе с В. Истриным, учеными.
Они не отрицали существования у славян письма еще до Кирилла и Мефодия, но активно спорили, каким было то письмо – кириллицей или глаголицей, и кому принадлежит первенство в его использовании – южным или восточным причерноморским славянам. По этому вопросу дискуссии продолжаются и по сей день. Одни ученые (например, Ф. Филин) утверждали, что в X в. восточные славяне были бесписьменными и единственным средством общения у них была устная речь, другие (например, П. Черных) – что глаголичное письмо возникло где-то в северном регионе.
Поскольку дохристианских письменных текстов у славян не существует и вряд ли они когда-нибудь будут найдены, ответ на вопрос о реальности существования славянского письма в языческую эпоху следует искать в анализе истории языка и в его тесной связи с историей славянских народов и обществ, которые привели к закономерному развитию письменности.