Византийские языковые явления в культурном преломлении с точки зрения филологии и риторики
Византийские языковые явления – это те феномены, которые наблюдались в филологическом и риторическом аспектах византийской культуры.
Судьба византийской культуры и выдающихся ее языковых памятников, дошедших до нас после османского завоевания, в основном трагична. Однако есть немало сохранившихся памятников с IV-XV вв., которые определенно свидетельствуют о византийской культуре.
В различных вариантах и списках до нас дошли сказания о
- Сканфине;
- Фиофилакте;
- Порфире;
- Просфире;
- Лиссаре;
- о сыне Андроника;
- Песни о Дигенисе.
Таким образом, византийские языковые явления в рамках филологии и риторики рассматриваются в неразрывной связи с литературной традицией Византии.
Из числа византийских рукописей, дошедших до наших дней и имеющих значимость с точки зрения их языкового наполнения, особое внимание заслуживает рукописная поэма XVI в. «О Велисарии», рукописная баллада XV в. "Армутис", эпопея в Грот Фератской редакции XIV в. "Дигенис Акрит".
Также были найдены три рукописи XIV в. поэмы Константина Гермониака "Илиада", анонимные рукописи поэмы XIV в. "Троянская война", рукопись поэмы, которая датируется 1520 - "Ахиллеяда", а также рукопись XIV в., сегодня хранящаяся в библиотеке св. Марка в Венеции и принадлежащая известному гуманисту Виссариону Никейскому.
В основу каждого произведения из них были положены
- героическая тематика;
- борьба с внешними врагами Византийского государства.
Впоследствии произведения были литературно обработаны при помощи использования различных языковых приёмов и стали образцами исторических поэм. Как свидетельствуют источники XIV-XV вв., поэмы и произведения в это время были написаны не на основе народного византийского эпоса, а на основе классической античной и византийской литературы.
Таким образом, наблюдается возникновение мощного книжного, а не народного византийского эпоса, созданного благодаря индивидуальному мастерству автора, на основе отраженных реальных исторических событий в Византийской государстве.
Примером такого творчества является поэма о знаменитом византийском полководце эпохи Юстиниана, Велисарии, написанная Эммануилом Георгилом. Следует отметить, что с творчества этого автора до наших дней дошло еще одно произведение - "Чума на Родосе". Эта работа написана в византийском стиле, с особым языковым наполнением, которое ценно с позиций риторики и филологии. Эпоха Юстиниана, хотя показана очень ярко, и призывает византийцев выгнать турок из Константинополя, даёт право утверждать о времени написания поэмы после 1453.
В поэме говорится, что Велисарий покорил много земель и стран, выиграл много войн и погиб через человеческие распри и молву завистников. Поэмы такого образца творились в Византии в разные периоды, особенно во время нападения врагов на Константинополь.
Филология и риторика как дисциплины, позволяющие отражать историю Византии
Реальные события воспевались в эпосе, который распространялся в стихотворной или песенной формах среди византийского народа. Другие эпические произведения были написаны на основе истории Византии VII-IX вв.
В VII в. Византия потеряла Египет и обширные владения в Сирии, Месопотамии, Северной Африке, Малой Азии. В 717- 718 гг. византийцы успешно отбили арабов от стен Константинополя и отвоевали часть малоазийских земель. Однако в 786 г., когда к власти пришел Халиф Харун ар-Рашид, арабы снова оттеснили византийцев из Малой Азии, но в 717-718 гг. арабов снова отбросили от стен Константинополя, что позволило византийцам вновь восстановить свое господство в Малой Азии.
В 867-886 гг. Византийскому императору Василию I удалось перейти в наступление, полководец Иоанн Куркуас разгромил врагов Византии. Императоры Никифор Фока (963-969 гг.), Иоанн Цимисхий (969-976 гг.), Василий II (Болгаробойца гг.) (976-1025 гг.) продолжали стратегию Василия.
Рисунок 1. Василий II. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Их деятельность нашла отражение в византийской литературе и в народном эпосе.
Таким образом, все главные исторические события воспроизводились в византийской литературе с употреблением особой лексики.
В частности, борьба византийцев с арабами и сарацинами воспроизведена в песне "О Ксанфине". На примере судьбы императора Василия можно наблюдать судьбу многих воинов, которые, уйдя на войну с сарацинами, попадали к ним в плен. Отец Василия, Ксанфин, чтобы утолить свою жажду мести за сына, убивает влиятельного сарацина.
В песне "О Ксанфине" ярко изображены реальные события и исторические персоналии. Борьба с врагами Византии также имеет место в произведении "Велисарий". В кипрской поэме "О Феофилакте" можно обнаружить еще более бурные исторические перипетии, которые имели место в Византийской империи в IX-Х вв.
Царь Александр, уроженец Александрии, перед началом "справедливой войны" устроил праздник, во время которого провозгласил, что следует отнести султану послание и принести ответ. Поскольку в послании речь шла об объявлении войны, то никто из окружения царя Александра не желал быть посланником. Феофилакт, оседлав своего вороного коня, пошел войной на сарацин. Три дня он бил врагов, а на четвертый попал в плен. Феофилакт, имея богатырскую силу, разорвал оковы и освободил себя и брата из плена, вручил султану послание императора. Получив ответ, он закончил "праведную войну".
Исследователи видят в этой поэме воспроизведение реальных исторических событий - войну императора Василия I (867- 886) на Крите. Из этого следует, что Феофилакт - лицо историческое, и все события в историческом эпосе базируются на реальных фактах.
Дигенис Акрит в своих "Песнях", которые были написаны в Византии в IX в., рассказывал о борьбе византийцев против врагов-завоевателей. К сожалению, эти песни с точки зрения филологии и риторики были исследованы лишь частично, а опубликованы – только "Песня о Армуриса" и "Эпопея Дигениса Акрита".
Акриты – это избранные воины-аристократы, которые в Византии в IX-XI вв. защищали границы империи. Они владели землями и были освобождены от государственных налогов, получая вознаграждения от императора. Акриты вели успешную войну Византии против ее врагов, о них слагали песни, баллады, легенды. В произведениях акриты при помощи риторических средств изображены как отважные воины, победоносные герои.