Основные сведения о научной коммуникации
Научная коммуникация – это процесс и механизм распространения внутри научного сообщества и в обществе в целом научных знаний об окружающей действительности.
Научная коммуникация осуществляется с помощью различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации. Их конкретный перечень обуславливает этап реализации научной коммуникации:
- первый (внутренний) этап научной коммуникации заключается в коммуникации между учёными в рамках научного сообщества на тему одобрения научной идеи;
- второй (внешний) этап научной коммуникации заключается во взаимодействии с широкой аудиторией научного сообщества, которое транслирует в массовое сознание научного знания.
На внутреннем этапе научная коммуникация реализуется непосредственно внутри научного сообщества. Обычно она может быть оформлена в виде устных докладов, очных научных дискуссий, семинаров, публикаций научных изданий, научных конференций, научно-технических выставок и т.д.
По итогу реализации двух этапов научной коммуникации должен быть запущен процесс популяризации науки. То есть научное сообщество, обладая необходимыми специальными знаниями, выступает хранителем и транслятором науки в широкие массы. На данном этапе посредником коммуникации между учеными и обществом в целом выступают масс-медиа, которые представлены научно-популярными журналами, блогами, телевизионными передачами, научными электронными библиотеками, различными выставками, фестивали науки и т.д.
Научная коммуникация может быть успешной только в случае соответствующей адаптации языка донесения информации. Кроме того, основной упор должен быть сделан на результатах деятельности, практической полезности и прогнозах (а не на эмпирической части исследований).
Научная коммуникация (как и любая другая коммуникация) имеет свою целевую аудиторию. К её основным группам относятся:
- учёные (научное сообщество);
- новые молодые представители интеллектуальной деятельности (школьники, студенты, аспиранты, молодые учёные);
- общественность, которая составляет наиболее широкую аудиторию;
- средства массовой информации, которые одновременно выступают в качестве канала научной коммуникации и в качестве её аудитории;
- органы государственной власти, которые определяют основы и приоритетные направления научно-исследовательской деятельности (в частности, законодательство в сфере науки, расходы государственного бюджета на науку и т.д.);
- представители предпринимательского сообщества, которые станут конечными получателями и пользователями результатов научных открытий и исследований.
В международной практике рекомендуют различать два понятия: научная коммуникация и коммуникация в науке. Первым называют процессы и формы взаимодействия науки и общества, следствием которого должна стать популяризация среди неэкспертов научного результата. Второе понятие – это название части информационного общества и социологии науки, которая описывает социальную специфику формальной и неформальной коммуникации среди ученых.
В науке знания распространяются в зависимости от языкового аспекта, который выступает фактором, способствующим или препятствующим успешному представлению публикации научному сообществу. Этим и обусловлена специфика этого процесса.
К настоящему времени научная коммуникация в ряде стран сформировалась в отдельные дисциплины:
- профессиональная дисциплина - коммуникация в научно-исследовательских организациях, научная журналистика, работа в музеях и центрах науки, научная визуализация и иллюстрация, научная политика и т.д.;
- академическая дисциплина - изучает вопросы, которые связаны с процессами трансляции и восприятия научной информации в обществе.
История развития научной коммуникации
Практика научной коммуникации в Европе начала формироваться с XVII века. Тогда в основе научной коммуникации лежали личные связи. А личные встречи и обмен письмами способствовали закреплению этой практики. Научная коммуникация периода Нового времени исполняла роль, которая заключалась в координации научной информации, её последующей трансляции посредством переписок и периодических изданий, а также её внедрении в образовательный процесс.
Субъектами научной коммуникации в те времена были неформальные сообщества наиболее образованных людей Европы. Самыми известными подобными сообществами считаются «Невидимые колледжи», «Республика писем», «Республика ученых». В своё время они объединили усилия таких учёных, как Ф. Бэкон, Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Р. Бойль, Г. Лейбниц, М. Мерсенн и др.
«Невидимыми колледжами» назывались объединения исследователей, которые самоорганизованы, осуществляют между собой и с внешней средой научную коммуникацию и работают над новой перспективной проблематикой, то есть одним кругом проблем, которые могут возникать в разных организациях и странах. После решения конкретной научной проблемы эта группа учёных распадается, что обуславливает кратковременный характер «невидимого колледжа».
Следующий период в развитии научной коммуникации начался с конца XIX – начала ХХ веков. В это время широкие массы стали активнее интересоваться научными достижениями и наукой как таковой. Это было вызвано ростом важности информационного обеспечения всех сторон человеческой деятельности, с одной стороны, и появлением новых форм взаимодействия между субъектами в рамках научного сообщества, с другой. Таким образом, с этого момента ведёт своё существование открытая наука.
В последнее время средствами осуществления научной коммуникации становятся средства массовой информации, которые стали важным инструментом популяризации науки. К её дополнительным функциям относится соединение внутреннего и внешнего этапов научной коммуникации.