В последние десятилетия двадцатого столетия лингвистическая наука обратила своё внимание на не раскрытые ранее в полной мере сферы и условия применения языка, в том числе с использованием знаний и методов других научных дисциплин. В связи с этим в то время сформировались и развивались следующие новые направления и школы в языкознании:
- генеративное (порождающее) языкознание;
- лингвистическая семантика;
- коммуникативно-деятельностные теории языка;
- психолингвистика и нейролингвистика;
- этнолингвистика;
- социолингвистика.
Новые теоретические направления в языкознании
Во второй половине XX века наибольшую популярность набрала генеративная лингвистика (также называемая порождающей, трансформационной, хомскианскей).
Генеративная грамматика представляет собой лингвистическую теорию, которая рассматривает грамматику как систему правил, которая генерирует именно те комбинации слов, которые образуют грамматические предложения в данном языке.
Основоположником этой теории и её распространителем в языкознании являлся американский лингвист, философ и теоретик Ноам Хомский, который впервые ввёл этот термин в научный оборот в конце 1950-х годов.
В настоящее время в лингвистике существует ряд версий генеративной грамматики. Сейчас большинство генеративистов являются последователями созданной Н. Хомским теории минималистских программ, согласно которой многие свойства порождающей грамматики возникают от универсальной грамматики, присущей человеческому мозгу, а не сформированной на основе взаимодействия с окружающей средой.
К 1970-м годам среди некоторых исследователей возникла неудовлетворённость текущим состоянием науки о языке (в том числе, генеративной лингвистикой), в которой уделялось недостаточное внимание значению. Это спровоцировало формирование отдельного направления в русле языкознания, которое было посвящено изучению семантической стороны языка – лингвистической семантики. К ней пытались применить новейшие подходы, поскольку традиционный подход считался недостаточно активным.
Кроме того, в это время было разработано большое число коммуникативно-деятельностных теорий языка, под которыми обычно понимают теории, которые объясняют использование и роль языка в процессе непосредственного взаимодействия людей и обмена информации между ними. К этой категории можно отнести следующие теории:
- теория речевых актов (действий);
- анализ дискурса (в функционально-лингвистическом и этнографическом течениях);
- конверсационный анализ;
- анализ разговора;
- прагмалингвистика (лингвистическая прагматика).
Психологические направления в языкознании
В 1953 году возникла научная дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Она была названа психолингвистикой и занималась изучением взаимоотношений языка, мышления и сознания.
Психолингвистика развивалась благодаря трём теоретическим источникам:
- психологическое направление в языкознании, которое выделяло в языке психический компонент и рассматривало язык как важное условие познания человеком окружающего мира и понимания других людей;
- работы американских структуралистов, изучавших различные процессы (в виде структур) на основе использования лингвистических моделей и, в частности, предполагавших, что в основе владения языком лежат способности производить правильные предложения;
- исследовательская деятельность психологов, которые занимались вопросами языка и речи и изучали организацию процесса производства речи как совокупности последовательных фаз деятельности (например, мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).
Пограничной с психолингвистикой дисциплиной в языкознании была нейролингвистика. Окончательное её оформление как особой области знаний произошло в 1950-1960-е года. Нейролингвистика занимается изучением мозговых механизмов речевой деятельности и тех изменений в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
В настоящее время области исследовательских интересов психо- и нейролингвистики часто пересекаются, что способствует активному сотрудничеству представителей обоих направлений.
Общественный аспект в науке о языке
В 1950—1970-е годы получило развитие лингвистическое направление, которое занимается изучением влияния на использование языка общества в целом или отдельных его аспектов (например, культурные нормы, контекст, ожидания и т.п.). Это направление было названо социолингвистикой (социологической лингвистикой).
Параллельно с ним развивалось менее известная научная дисциплина – социология языка, которое изучает влияние языка на общество. Кроме того, социолингвистика значительно пересекается с прагматикой.
Социологическая лингвистика пытается выявить правила и объяснить языковые различия, которые встречаются у различных групп, разделенных по определенным социально важным критериям. К таковым могут относится:
- пол;
- возраст;
- этническая принадлежность;
- уровень образования;
- социальный статус;
- религиозные убеждения и т. д.
Выработанные правила, помимо прочего, используются для классификации людей по социальным признакам и их распределения по социально-экономическим классам.
Использование языка различается среди социальных классов, поэтому выделяют уникальное для конкретного сообщества средство общения – социолект. Именно он и изучается социолингвистикой.
Близким к социолингвистике разделом языкознания является этнолингвистика (лингвистическая антропология). Она исторически тесно связана с социальной лингвистикой, и существенные различия между ними в настоящее время подвергается сомнению в научном сообществе.
Этнолингвистика занимается изучением особенностей восприятия мира разными этническими группами и их соответствующего влияния на используемый представителями этих групп язык.