Структурализм – это отрасль языкознания, ставящая целью лингвистического исследования изучение внутренних отношений и зависимостей компонентов языка, его структуры.
Характеристика Лондонской школы структуралистов (школы концептуализма)
Лондонская школа структурализма (называемая по-другому школой концептуализма) организационно оформилась в 1940-х годах. Главой этой школы был английский специалист по общему языкознанию и структурной лингвистике Джон Руперт Фёрс (1890-1960 гг.). Наиболее видными представителями Лондонской школы структурализма были следующие англичане:
- литературовед Уолтер Аллен (1911—1995 гг.);
- языковед Майкл Александр Кёрквуд Халлидей (р. 1925 г.);
- лингвист Роберт Х. Робинс (1921–2000 гг.);
- профессор Уильям Хаас (1912-1997 гг.);
- лингвист-исследователь Фрэнк Роберт Палмер (р. 1922 г.) и др.
Представители Лондонской школы структурализма преследуют одну главную цель, которая заключается в построении общей теории, которая позволила бы выявить сущность отличительных черт конкретных языков и разработать методы их структурно-функционального описания.
Процесс достижения данной цели во многом базировался на национальных традициях британского языкознания, которые с середины XIX века были обращены к интенсивным исследованиям живых языков. Особенно это касалось азиатских и африканских языков, которые считались «примитивными» / «экзотическими».
Одной из основополагающих концепций, которая была в центре внимания Лондонской школы, являлась культурно-социологическая доктрина, сформированная британским антропологом и этнографом польского происхождения Брониславом Каспером Малиновским (1884-1942 гг.). Основная идея данной доктрины заключалась в том, что главные побуждения, потребности, желания, которые обусловлены социальной и биологической природой человека, выражаются в культуре и языке, которые тесно связаны друг с другом как функционально, так и генетически.
Несмотря на то, что языковые и социологические структуры по своему существу являются имманентными, представители Лондонской школы полагали, что они связаны между собой. Таким образом, язык, общество и личность в своей совокупности образуют нерасторжимый комплекс, который может быть изучен благодаря применению функционального подхода.
Кроме того, исследовательская и познавательная деятельность представителей Лондонской школы структурализма прямо или косвенно определялась идеями Ф. де Соссюра, Э. Дюркгейма, концепциям бихевиористского направления, традициями английской грамматической мысли, а также антропологическими и этнографическими теориями (в части трактовки связи языка и культуры).
Результаты лингвистических исследований, проведённых в Лондонской школе
Проблемное поле, которое изучалось в школе концептуализма, было представлено следующими составляющими его проблемами:
- место языка в обществе и выполняемые им общественные функции;
- функциональное расслоение языка;
- установившиеся и развивающиеся между языком и культурой взаимосвязи;
- особенности функционирования языка в зависимости от конкретной ситуации;
- взаимоотношения личности и используемого ею языка;
- факторы развития языка;
- внутреннее строение языка, которое состояло из выделяемых уровней и единиц;
- понятие контекста и его виды;
- природа языкового значения;
- установление языковых категорий;
- лингвистический (в том числе, просодический) анализ, место значения в нём, привлечение к нему внеязыковых данных;
- система лингвистических терминов.
Из-за того, что требовалось описать и исследовать весь объём перечисленных выше языковых явлений, возникла необходимость создания совокупности технических приёмов, которые не обязательно должны были опираться на данные социологии, психологии и т.п.
При исследовании этих проблем в Лондонской школе структурализма принятым было руководствоваться следующими общими принципами:
- начало лингвистического исследования должно быть посвящено анализу языкового употребления (а не языковой системы), которое рассматривается как часть более широкого социального процесса;
- этот социальный процесс осуществляется в ситуациях, что обуславливает определение каждого языкового употребления не только языковым, но и ситуационным контекстом;
- в отличие от менталистических трактовок значение понимается как комплекс отношений в контексте ситуаций.
Основываясь на данных положениях, лондонцы выработали несколько фундаментальных для общей лингвистики положений.
Понимание языка было не единым, а многоаспектным. Во-первых, язык понимался как естественный дар, который был в природе человека представлен побуждениями и внутренними стимулами. Во-вторых, язык рассматривался как определённая (традиционная) система, которая представляла собой постоянное усвоение языковых норм и активное владения ими. В-третьих, язык был представлен в качестве совокупности бесчисленного множества индивидуальных высказываний (то есть языковых актов).
Были разграничены синтагматические и парадигматические отношения, которые образовывали соответственно языковые структуры и языковые системы. Высказывался постулат о необходимости синтагматических рядов (то есть построения структур – одномерное, горизонтальное и линейное) и парадигматических классов (то есть построения систем – соответственно, многомерное, вертикальное и объёмное).
Под значением представители Лондонской школы понимали многоуровневое образование, которое может быть постигнуто при движении в лингвистическом анализе от верхнего (то есть просодического) уровня к нижним. Лингвистический анализ значения сопровождался использованием, чаще всего, метода контекстуализации, который заключался в обращении к ситуационному и социальному контекстам, то есть к его коллокации – типичного и постоянного окружения конкретной языковой единицы.
Таким образом, результаты исследований, проведенных в Лондонской школе структурализма, впоследствии оказали влияние на развитие социолингвистики, контекстуальной и функциональной грамматики, лингвистики текста, теорий усвоения языка.