Характеристика логических операций научного метода
Научные методы не только различаются своими «индивидуальными» признаками, но вместе с тем они обладают и признаками, которые их объединяют. В структуре научного метода выделяются три логические операции, которые составляют его содержание и смысл:
- анализ – его название произошло от греческого слова «analysis», которое переводится на русский язык как «разложение, расчленение»;
- классифицирование – его название произошло от греческих слов «classis» и «facio», которые переводятся на русский язык как «разряд, класс» и «делать, совершать, изготавливать», соответственно;
- синтез – его название произошло от греческого слова «synthesis», которое переводится на русский язык как «соединение, составление, связывание».
Анализ состоит в том, что сложный объект, например, язык, расчленяется на составные части, которые для данного объекта являются существенными. Один и тот же объект можно расчленить по-разному в зависимости от того, на основе каких критериев производится эта операция. Так, поток речи можно разделить на звуки, фонемы, если учитывать мельчайшие его элементы. При другом подходе, который учитывает значение в потоке речи её составных элементов, можно выделить разные типы морфем, слова, и, наконец, предложения.
После выделения в результате анализа неких элементов следующей операцией будет их классифицирование, которое заключается в их распределении по тем или иным группам на основе общих признаков. Такими группами в грамматике являются части речи, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие группы и подгруппы.
Необходимым условием объективного, непротиворечивого разделения анализируемых понятий на группы является соблюдение принципа единства логического основания.
Обычно этот принцип нарушается, когда пишущий смешивает различные классификации одних и тех же языковых единиц, которые опираются на разную теоретическую базу.
Так, в учебниках для средней школы, а иногда и для высшей, оказываются в одном ряду такие признаки согласного «н», как звонкий, твёрдый, переднеязычный, сонорный. В этом перечне названы признаки из разных классификаций, один из которых избыточен. Для артикуляционной классификации избыточным является признак сонорный, а для акустической – переднеязычный.
Нарушение принципа единства классифицирующего признака приводит к ошибочным обобщениям.
Далее следует синтез, который предполагает объединение полученных в результате классифицирования групп в некое единство, в составе которого эти группы были бы тесно взаимосвязаны. Конечная цель синтеза – дать по возможности полное и целостное описание рассматриваемого объекта.
Вместо понятия «синтез» иногда употребляют другой термин – интерпретация. Он произошёл от латинского слова «interpretation», которое переводится на русский язык как «разъяснение, истолкование, перевод».
Синтез опирается прежде всего на результаты, которые были получены при анализе конкретного материала. Интерпретация же, опираясь на всё тот же конкретный материал, направлена на более широкие обобщения. Она выходит за рамки анализируемого материала и ставит общетеоретические вопросы, которые касаются применения полученных результатов в других сферах знаний.
Таким образом, логическая структура научного метода представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую последовательность рассмотренных логических операций: анализа, классифицирования и синтеза.
Учёт особенностей логической структуры научного метода при его использовании исследователем
Названные выше три логические операции составляют смысловое ядро научного метода. Но на практике могут встречаться случаи отступления от указанной схемы, которые объясняются спецификой анализируемого материала или задачами, предварительно поставленными исследователем.
При анализе простого материала, который состоит из однотипных элементов, операция классифицирования может оказаться избыточной. Возможно отсутствие в общей схеме и синтеза при условии, что сам материал, его анализ и классифицирование представляют значительный научный интерес или в работе решаются часто дидактические задачи, как это имело место в первых грамматических описаниях санскрита, древнегреческого, латинского или арабского языков.
В настоящее время в языковедческой науке применяются такие научные методы, как:
- описательный метод:
- сопоставительный метод;
- сравнительно-исторический метод;
- структурные методы;
- другие методы и приёмы научного анализа, которые связаны с идеями когнитивной лингвистики.
Выделяются не только сходства, но и различия научных методов, которые используются как определённый способ изучения тех или иных явлений (в том числе, лингвистических). Обычно методы различаются между собой материалом, предметом анализа и задачами, которые решает исследователь. А объединяют их рассмотренные выше три операции – анализ, классифицирование, синтез.
Развитие науки ставит перед исследованием всё новые и новые задачи. Решение этих задач может осуществляться при помощи уже существующих методов, но которые были соответствующим образом адаптированы к новому материалу.
В случае невозможности применения существующих методов, или их неэффективности в изменившихся условиях, прибегают к разработке новых приёмов научного исследования. Эта тенденция характерна для современного языкознания, которое отмечено разработкой разных направлений семантики – лексической, грамматической, словообразовательной. Особое место занимает когнитивная семантика, которая учитывает субъективные факторы в восприятии значения языковой единицы.
Таким образом, логическая структура научного метода является свойственной и для методов, которые используются исследователями в лингвистической науке. Научные методы до сих пор считаются одним из основных способов изучения тех или иных явлений.